Египет. Статьи

Политика Эхнатона

Характерной особенностью политики Эхнатона была ее направленность на утверждение культа единого бога Атона. Эхнатон сосредоточился исключительно на внутренней политике. Отсутсвие должного внимание к проблемам внешней политики, касавшимся, в основном, азиатских владений Египта, привело к потере большей их части. В правление фараона Эхнатона начался процесс падения могущества Египта, который достиг своего апогея в конце XX династии, когда в результате внутренних конфликтов верховная власть разбилась на две ветви: в Танисе была основана новая XXI династия, а в Фивах параллельно ей правили верховные жрецы Амона. Начало этого процесса было вызвано тем, что Эхнатон не доверял старой фиванской знати, тесно связанной со жречеством Амона. Поэтому он приблизил к себе новых людей, большая часть которых была незнатного происхождения; из них сформировалась новая знать. Конфликт новой и старой знати в конце концов и привел к падению великой египетской империи эпохи Нового царства.

Первый год правления Эхнатона, тогда еще Аменхотепа IV, начался по традиции с ритуальной коронации царя. Примечательно, что эта церемония была совершена не как обычно, в Карнакском храме, а в городе Фиванской области Гермонте. Такой выбор не был случайным: Гермонт считался “Южным Гелиополем” – городом на юге, соответствующим великому городу Солнца на севере. Сам Гелиополь пользовался в эпоху Нового царства огромным авторитетом. Поэтому, не доверяя фиванскому жречеству, Эхнатон таким образом хотел заручиться поддержкой сильной жреческой коалиции Гелиополя. Этому способствовало и то, что верховным богом Гелиополя считался Ра, который часто отождествлялся с Атоном. Примечательно, что еще в правление отца Эхнатона, Аменхотепа III, в этом городе был построен небольшой храм Атона. Таким образом, выбор Гермонта был очень мудрым решением. Во-первых, коронация была проведена в городе именно Фиванской области, которая на данный момент была сосредоточием политических сил Египта. Во-вторых, не конфликтуя со жрецами Амона Фиванского, Эхнатон заручился поддержкой со стороны гелиопольского жречества. И в-третьих, отдав дань почтения Ра, царь тем самым уже сделал первый шаг к почитанию близкого к его культу культа Атона.

Уже в начале своего правления Аменхотеп IV начинает активно внедрять культ Атона. Как уже было сказано, первый шаг к этому был сделан еще во время коронации. Теперь Эхнатон приказывает воздвигнуть в Карнаке новые значительные памятники во славу Атона. Всего было построено четыре храма: “Солнечный Диск найден” (Гем-па-Атон), “Крепки памятники Солнечного Диска навечно” (Руд-мену-эн-Атон-эр-нехех), “Возвышены памятники Солнечного Диска навечно” (Тени-мену-эн-Атон-эр-нехех), а также “Двор первобытного камня” (Хут-бенбен), который был еще одним знаком почтения Гелиополю, так как камень Бенбен был одним из почитаемых символов этого города. Известно, что персонал всех четырех храмов достигал 6.800 человек. Это значит, что в Карнаке было построено не скромное святилище бога Атонав храме Амона. Речь шла о фактической организации нового культа.

На 4-ом году своего правления Аменхотеп IV принял удивительное решение – отпраздновать свой первый Хеб-сед. Традиционно этот магический ритуал обновления сил царя проводился по истечении тридцати лет правления фараона и далее повторялся через каждые 1-2 года. Что заставило царя нарушить этот обычай? Вероятно, он испытывал потребность в дополнительной магической силе, которая помогла бы ему в дальнейшем укреплении культа Атона. Хотя к этому времени культ Атона был уже достаточно сильно развит, города Египта признали верховенство нового бога. Известно место, в котором проходил Хеб-сед Эхнатона – это был храм “Атон найден”.

Несмотря на то, что в Карнаке было построено четыре святилища нового бога, с сакральной точки зрения здесь Атон не имел достаточной для главного бога силы, так как он был окружен Амоном и другими богами. Обителью Атона должен был стать новый, более обширный храм. И Эхнатон решил предоставить Атону новое место, свободное от влияния других богов. Место, которое бы стало сердцем Египта, его новой столицей, сосредоточием политических сил, а главное, новой религии.

В результате новым местом для столицы страны была выбрана местность в Среднем Египте, та, где сейчас находится арабская деревушка Эль-Амарна. Выбор этого места был далеко не случаен. Будущий священный город Атона Ахетатон (“Горизонт Атона”) предполагалось построить на полпути между Мемфисом и Фивами. Таким образом он становился как бы “полюсом равновесия” между двумя важнейшими городами страны.

Во время первого официального визита на место новой столицы Аменхотеп IV объявил, что в ближайших скалах будут высечены гробницы для царской семьи, а также для священного быка Гелиополя (знак почтения его жречеству) и жрецов бога Атона.

В связи со строительством Ахетатона Эхнатон внес изменения в экономическую политику. Были приостановлены работы по реставрации зданий Карнака – работавшие над этим люди должны были теперь сосредоточить все свои усилия на возведении нового города. Большая часть поступлений, ранее предназначавшихся для Фив, была передана новой столице.

На всем протяжении 5-го года правления Аменхотепа IV в Ахетатоне ведутся активные строительные работы.

На 6-ом году своего правления Аменхотеп IV принял революционное решение – он изменил свое имя на Эхнатон, означающее “Действенный дух Атона”. Это имя очень хорошо соответствовало его религиозной реформе, став Эхнатоном, царь тем самым открыто заявил о своей приверженности культу Атона и дал понять, что именно этот бог будет владыкой его царствования.

В этом же году произошла церемония основания уже почти построенного к тому времени Ахетатона. Известна точная дата этого события – 13-й день 4-го месяца сезона перет. Главные моменты церемонии известны по текстам стел (всего их было 14), которые отмечали границы города.

Царь появился на большой колеснице из электрума, подобный Атону, когда он сияет в своей Стране Света и наполняет землю своей любовью. По хорошей дороге, следы которой были обнаружены современными археологами, фараон направился в центр строившейся столицы. И там совершил жертвоприношение Атону: Земля была в ликовании и все сердца радовались, когда царь принес великое приношение своему отцу – приношение пива, хлеба, мяса длиннорогих и короткорогих быков, птицы, вина, фруктов, благовоний, воды, овощей.

Затем Эхнатон обратился с речью к придворным и государственным чиновникам. Присутствовали вельможи дворца, высший офицерский состав войска и писцы высокого ранга. Все они простерлись ниц и “целовали землю” перед царем.

Эхнатон заявил, что сооружает памятник для своего отца Атона, ибо услышал его голос. Именно Атон открыл ему, что это место навсегда останется “Страной Света Солнечного Диска”. Царь изложил свой план строительных работ: он воздвигнет храмы для Атона, святилище для царицы Нефертити, “место ликования”, царские апартаменты, дворец. Будут высечены в скалах и “вечные пристанища” для тех, кто перейдет здесь от земного существования к бессмертию.

Смотрите, - говорит Эхнатон – сам Атон возжелал, чтобы для него построили этот город и тем прославили его имя. Этим городом управляет Атон, мой отец, а не какой-либо чиновник или другой человек.

Точно не известно, сколько времени длился этот ритуал; скорее всего, он растянулся на несколько дней.

На церемонии основания города Атона Эхнатон произнес клятву. Дословно она звучала так:

Клятва, принесенная царем Верхнего и Нижнего Египта, живущим Правдой, владыкой Обеих Земель Неферхепрура, единственным для Ра, сыном Ра, который живет Правдой, владыкой корон, Эхнатоном, (наделенном) великим сроком жизни, которому дана жизнь навечно.

Как верно то, что жив мой отец, Ра-Хорахти, ликующий в стране Света в имени своем Шу, который есть Атон, он, кто вечно дарует жизнь, так же сердце мое воистину радуется великой супруге царя и ее детям. Большой срок жизни будет опущен великой супруге царя, Нефер-неферу-Атон Нефертити (да живет она вечно!), состоящий из миллионов лет, которые она проведет под защитой фараона; большой срок жизни будет опущен принцессам Меритатон и Макетатон, ее детям, и они проведут его под защитой царицы, своей матери.

Вот, воистину, моя клятва, которую произносит сердце мое и которую я никогда не преступлю. Южная стела, находящаяся на восточной горе Ахетатона, - это стела Ахетатона, которую я установил на ее месте. Я никогда не перейду этого южного рубежа. Юго-западная стела была установлена лицом к ней, на южной горе Ахетатона, точно напротив.

Срединная стела, находящаяся на восточной горе, - это стела Ахетатона, которую я установил на ее месте, на восточной горе Ахетатона. Я никогда не перейду этого восточного рубежа. Срединная стела, находящаяся на западной горе Ахетатона, была установлена лицом к ней, точно напротив.

Северную стелу Ахетатона я тоже установил на ее месте. Это – северная стела Ахетатона. Я никогда не перейду этого северного рубежа. (Другая) северная стела, которая находится на западной горе Ахетатона, была установлена лицом к ней, напротив.

Итак, между этими четырьмя стелами, от восточной до западной горы, простирается сам Ахетатон. Он принадлежит отцу моему, Ра-Хорахти, ликующему в Стране Света в имени своем Шу, который есть Атон, ему, вечно дарующему жизнь – вместе с горами, пустынями, равнинами, новыми землями, возвышенными участками, полями, водой, реками, людьми, скотом, деревьями и всеми другими вещами, которые, благодаря отцу моему, будут существовать всегда.

Я никогда не преступлю этой клятвы, которую принес Атону, моему отцу. Ее текст сохранится на каменных стелах, установленных на юго-западной и северо-западной границах Ахетатона. Он не будет разрушен. Он не будет изглажен. Он не будет стесан. Он не будет покрыт (слоем) гипса. Он не исчезнет. А если все-таки исчезнет, или будет уничтожен, или стела, на которой он будет написан, упадет, то я восстановлю его точно в том месте, где он должен быть.

После церемонии основания царский двор и их приближенные переехали в новую столицу. Их примеру последовали многочисленные чиновники, торговцы и ремесленники. В итоге Ахетатон был заселен уже через четыре года после начала работ по его возведению.

Девятый год правления Эхнатона можно назвать торжеством культа Атона. Новый бог достигает апогея своего могущества. Еще раньше царь запретил поклонение старым богам. Многие храмы были закрыты и пришли в запустение. В особенности Эхнатон возненавидел Амона. Агенты царя были разосланы по всей стране, к храмам, гробницам и монументам, чтобы уничтожить ненавистное имя с камня, даже когда оно появлялось в имени отца Эхнатона Аменхотепа III. Других богов тоже не пощадили, в некоторых случаях даже слово боги во множественном числе соскребали со стен. Почитателей старых богов ждало суровое наказание. Например, в гробнице Туту можно прочитать такие слова:

Всякий ненавистный (попадет) на плаху… он подпадет мечу, огонь пожирает его плоть… Обращает он (Эхнатон) мощь свою против тех, кто игнорирует учение его, милости свои -–к тем, кто знает его.

Двенадцатым годом правления Эхнатона, вероятно, следует датировать военную акцию фараона в Нубии. Стелы из Бухена и Амады доказывают, что египетские войско было послано в некий район, где находились золотые прииски, и там жестоко подавило мятеж местных племен. Правда, в данном случае речь идет скорее о карательной операции, а не о войне.

В этом же году в 8-й день 2-го месяца сезона перет были организованы грандиозные торжества в честь приезда посланцев из подвластных Египту районов с дарами. В гробнице Мерира II об этом написано следующее:

Год 12-й, второй месяц зимы, восьмой день (правления) царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки корон, Эхнатона, наделенного долгим сроком жизни, и великой супруги царя, любимой им, Нефер-неферу-Атон Нефертити… Его Величество воссияло на троне отца своего, Атона, в то время как князья всех чужеземных стран доставили свои приношения и почтительно просили у него мира, чтобы вдыхать дыхание жизни.

На рельефе из этой же гробницы мы видим, как царь и царица, нежно держа друг друга за руки, смотрят на шествие представителей подвластных Египту стран. Нубийцы несут мешки с золотым песком, золотые кирпичики и кольца (употребительные в Египте формы золотых слитков), слоновую кость. Они ведут на поводках леопардов, антилоп и пантер. Азиаты с заостренными бородками дарят фараону сосуды, оружие, щиты, колесницы в разобранном виде, льва и коня. Жители Пунта подносят благовония. Ливийцы с воткнутыми в волосы перьями дарят страусиные яйца и перья. Наконец, критяне предлагают царю великолепные драгоценные сосуды.

В правление Эхнатона окончательно обозначился процесс деградации политической стабильности египетских протекторатов, таких как Библ и Амурру, который начался уже вскоре после азиатских походов Тутмоса IV. Все обстояло вполне благополучно, пока на международной арене не появилась новая крупная держава – хеттская. Ее царь Сиппилулиума стал создавать свою империю, по структуре не очень отличавшуюся от египетской. А Эхнатон не спешил в это вмешиваться.

Подвластные Египту азиатские державы не стремились портить отношения с Египтом, напротив они всячески желали мира. Тем не менее некий серьезный дипломатический инцидент вызвал недовольство Тушратты, царя Митанни и отношения между этим царством и Египтом стали портиться. Этим и воспользовался Сиппилулиума. Тушратта был убит (несомненно, хеттский царь сыграл в этом не последнюю роль). Сиппилулиума сумел установить свою власть над Митанни и таким образом значительно расширить сферу хеттского влияния. В результате Египет утратил влияние на эту часть своей территории и его престиж в одночасье померк.

Далее Сиппилулиума оккупировал Северную Сирию. Хеттский царь мастерски сочетал военную силу и коварство. Если он не нападал на какую-то страну открыто, то он засылал туда своих шпионов и агитаторов, которые склоняли влиятельных местных вельмож перейти на сторону хеттов.

Но даже когда могущество хеттского царя стало проявляться в открытую, Эхнатон не счел нужным вмешаться.

Финикийские города просили помощи у египетского царя. В такой ситуации контакт между двумя могущественными державами стал насущной необходимостью. В результате Эхнатон и Сиппилулиума заключили мир. Эхнатон искренне верил в надежность этого союза, что никак нельзя было сказать о хеттском царе, который в тени продолжал развивать свою агентурную сеть.

Египетско-хетский альянс весьма раздосадовал царя Вавилона. Он решил, что таким образом египетский царь признал могущество хеттов. Поэтому вскоре и Вавилон присоединился к этому союзу.

Хетты вновь активизировали свои захватческие действия. Они помогли одному из своих союзников царю Амурру Азиру захватить финикийские порты. Далее были захвачены важные для Египта города Тунип и Библ.

Критическую ситуацию дополнили племена народов суту и хабиру. Они стали совершать кровавые грабительские набеги на Палестину.

Эхнатон не смог адекватно среагировать на политическое и военное развитие азиатских стран. Он был сосредоточен на внутренней политике, прежде всего, на развитии новой религии, и предпочитал вести общение с этими странами “издалека” и, в отличие от некоторых своих предшественников, никогда не посещал их лично.

Такая позиция привела к тяжелым последствиям. Библ был потерян. Союзника Египта, государства Митанни, больше не существовало. Сирию захватили хетты. Палестина подверглась периодическим набегам банд грабителей.

О последних годах правления Эхнатона известно очень мало. Что же мы все-таки знаем?

В конце 14-го или в начале 15-го года правления Эхнатона его соправителем стал некий Сменхкара. По поводу этой исторической фигуры существует несколько гипотез. По одной из них, этим человеком могла быть сама царица Нефертити. По другой версии Сменхкара мог быть сыном фараона Аменхотепа III от одной из его второстепенных жен. Наиболее правдоподобной представляется гипотеза, что Сменхкара – сын Эхнатона от его второй жены Кийи, брат Тутанхамона.

В шестнадцатом году, еще при жизни Эхнатона, Сменхкара, скорее всего, посетил Фивы. Здесь был обнаружен храм Сменхкара. На рельефах из этого храма соправитель Эхнатона изображен приносящим жертвы Амону. Да и целью визита Сменхкара в Фивы была, скорее всего, подготовка переезда царского двора в город Амона. Несомненно, это означает, что время эры Атона истекло.

На 16-ом году правления Эхнатона по приказу фараона египетская армия вступила в Северную Сирию. Эта военная кампания способствовала укреплению безопасности Египта: если у хеттов и были какие-то планы вторжения в Египет, то они от них отказались.

Фараон Эхнатон скончался в своей столице приблизительно в 1334 году до н.э. С его смертью закончилась и эра господства Атона, один из самых интересных и противоречивых периодов в египетской истории. Был ли Эхнатон сумасбродным правителем или он был человеком, рискнувшим впервые в египетской истории перейти к монотеизму и пострадавшим за свою веру? Каждый для себя это решит по-своему.

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 1895 человек!
© 2007-2017. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима