Конго. Статьи

Политическое и экономическое состояние республики Конго

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Политические движения, которые сформировались в Конго после Второй мировой войны, создавались на региональной и этнической основе. До 1962 политическая борьба в стране шла между тремя партиями: Африканским социалистическим движением (АСД), опиравшимся на мбоши северных районов, Прогрессивной партией Конго (ППК), которую поддерживали вили, живущие на побережье, и Демократическим союзом защиты африканских интересов (ЮДДИА), пользовавшихся поддержкой некоторых групп баконго. После провозглашения независимости лидер ЮДДИА Фульбер Юлу был избран первым президентом страны. В 1963 страну потрясли мощные массовые выступления, организованные профсоюзами и поддержанные армией, студентами и безработными. В результате президент Ф.Юлу был отправлен в отставку. В соответствии с положениями новой конституции, президентом Конго стал соратник бывшего главы государства по ЮДДИА Альфонс Массамба-Деба. Новая конституция предусматривала избрание законодательного органа – Национального собрания всеобщим голосованием и разделение исполнительной власти между президентом, избираемым коллегией выборщиков из состава депутатов Национального собрания и членов региональных и муниципальных советов, и премьер-министром, назначаемым президентом. Все политические партии были распущены, и единственной легальной политической партией стало сформированное профсоюзами Национальное революционное движение (НРД). В 1968 группа армейских офицеров во главе с Марианом Нгуаби захватила власть, разогнала Национальное собрание и создала новый партийно-государственный орган – Национальный совет революции. Вскоре была принята конституция страны, а президент А.Массамба-Деба был вынужден подать в отставку. В 1970, после съезда НРД, была обнародована новая конституция. Она упразднила Национальное собрание и утвердила руководящую роль в управлении государством Конголезской партии труда (КПТ). В соответствии с этой конституцией, страна получила новое название – Народная Республика Конго. Руководитель КПТ стал главой государства и правительства, были сформированы народные советы разных уровней. Правительство официально заявило о приверженности идеям марксизма-ленинизма. В 1973 вступила в действие очередная конституция. Она предусматривала создание Народного национального собрания, куда могли избираться лишь кандидаты, утвержденные разными инстанциями КПТ, а также восстановление поста назначаемого премьер-министра. После убийства в 1977 М.Нгуаби новый президент Конго полковник Жоахим Йомби-Опанго отменил и эту конституцию. Вплоть до 1979, когда при преемнике Йомби-Опанго полковнике Денисе Сассу-Нгессо была принята новая конституция, во многом сходная с конституцией 1973, в стране сохранялось чрезвычайное положение. В 1979, 1984 и 1989 проводились однопартийные парламентские выборы. Сассу-Нгессо оставался президентом страны до 1991, пока не была отменена система однопартийного руководства страной. В результате глубокого экономического кризиса, охватившего страну, к концу 1980-х годов КПТ утратила свой авторитет. Под давлением общественности в конце 1990 был проведен чрезвычайный съезд КПТ, на котором были подготовлены конституционные поправки, направленные на легализацию многопартийной системы и принятые в январе. Вслед за этим в феврале была созвана Национальная конференция по вопросу конституционных и политических преобразований, работа которой продолжалась три месяца. Было принято решение о создании переходного правительства и разработан проект конституции, получивший одобрение на референдуме в марте 1992. Согласно этой конституции, на всеобщих выборах избираются президент и органы законодательной власти – Сенат в составе 60 сенаторов и Национальное собрание из 125 депутатов. Выборы президента и депутатов Национального собрания проводятся каждые пять лет, а Сената – раз в шесть лет. В июне-июле 1992 состоялись выборы в парламент, а в августе бывший премьер-министр Паскаль Лиссуба был избран президентом. В период многопартийности в стране действовали возникшие в 1991–1992 три главных политических движения, созданных на этнорегиональной основе. Одна из группировок во главе с президентом Лиссуба объединила представителей различных этнических групп из районов Ниари, Буэнза и Лекуму. Доминирующую роль в этом объединении играла партия президента Панафриканский союз за социальную демократию (ПАССД). Второе политическое движение опиралось на поддержку народа баконго, проживающего в области Пул на крайнем юго-востоке страны. Лидер этой группировки – Бернар Колела из партии Конголезское движение за демократию и интегральное развитие (КДДИР), которая заняла второе место на парламентских выборах 1992 и 1993. Основу третьего политического движения составила реформированная КПТ во главе с Сассу-Нгессо, которую по-прежнему поддерживали мбоши и некоторых другие народы севера страны. В 1991–1992 все три лидера сформировали из своих сторонников собственные отряды милиции. Правительство Лиссубы на протяжении всего пятилетнего периода правления не выходило из кризисов. Когда в октябре 1992 распалась парламентская коалиция Лиссубы, он распустил Национальное собрание и объявил о необходимости проведения новых выборов. Такой шаг вызвал недовольство со стороны оппозиции в лице КДДИР и КПТ, на что правящий режим ответил репрессиями. В мае 1993 были проведены неоднократно откладывавшиеся парламентские выборы. На них победу одержала партия Лиссубы (ПАССД), получившая большинство мест в Национальном собрании. Оппозиция не признала результаты выборов, и в июне-июле между отрядами милиции Лиссубы и Колелы начались вооруженные столкновения. После временного затишья стычки возобновились в ноябре 1993 – январе 1994. Мир, с трудом достигнутый в 1994, сохранялся до середины 1997, однако экономическое положение страны не улучшалось, поскольку продажа нефти не приносила больших прибылей. Режим Лиссубы был поражен непотизмом и играл на межэтнических противоречиях. В мае 1997, в ходе избирательной кампании по выборам президента, вспыхнула гражданская война. Проведение выборов было намечено на конец июля 1997. В конце мая в северном городе Овандо начались вооруженные столкновения между сторонниками бывшего президента Йомби-Опанго, который в 1993–1996 занимал в правительстве Лиссубы пост премьер-министра, и приверженцами бывшего президента Сассу-Нгессо. Несмотря на посредничество представителя ЮНЕСКО, попытки нормализовать обстановку не увенчались успехом, поскольку оппозиция подозревала президента в намерении отложить или отменить выборы. 5 июня 1997 Лиссуба отдал приказ арестовать нескольких сторонников Сассу-Нгессо, участвовавших в столкновениях в Овандо. В ответ милицейские подразделения Сассу-Нгессо, известные под названием «Кобра», оказали сопротивление и предприняли контроперацию, чтобы сместить президента Лиссубу. Война между проправительственными воинскими частями и милицией Лиссубы, с одной стороны, и «Коброй» – с другой приобрела широкий размах. Поначалу Колела занимал нейтральную позицию и даже пытался стать посредником в конфликте, но в августе приказал своей милиции, «Ниньяс», поддержать президента. Военные действия шли с переменным успехом до тех пор, пока в октябре на стороне Сассу-Нгессо в войну не вмешался значительный отряд армии Анголы. При поддержке ангольцев в течение нескольких дней вооруженные подразделения Сассу-Нгессо захватили президентский дворец и другие стратегически важные объекты. Захватив власть в свои руки, Сассу-Нгессо стремился укрепить собственные позиции, формально не запрещая деятельность оппозиционных партий. В январе 1998 он провел национальную конференцию по примирению, чтобы расширить свое политическое влияние. На конференции была достигнута договоренность о проведении президентских выборов в 2000 или 2001. На протяжении 1998 отряды милиции Лиссубы и Колелы продолжали вести вооруженные действия в южной части страны, используя любую возможность для того, чтобы бросить очередной вызов правительству Сассу-Нгессо. Неоднократно возникали перебои в подаче электроэнергии в Браззавиль и Пуэнт-Нуар, между ними прерывалось железнодорожное сообщение. Части ангольской армии в конце 1998 все еще оставались на территории Конго для оказания поддержки правительству Сассу-Нгессо.

ЭКОНОМИКА

Примерно 60% трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве, ориентированном на внутренний рынок. Большая часть наемных работников трудится на государственной службе, в лесной и нефтедобывающей промышленности, на плантациях, где выращиваются экспортные культуры, и в сфере услуг. После упразднения в 1957 Французской Экваториальной Африки Конго лишилось значительной части доходов, которые получало как административный центр этого объединения колониальных владений Франции, где находилась военная база метрополии. В 1996 ВВП страны составил ок. 2,12 млрд. долл., или приблизительно 770 долл. в пересчете на душу населения. Совокупная доля продукции земледелия, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП составляет ок. 15%. Конго отводится важная роль торгового и транзитного государства в Центральной Африке. Существенным источником доходов является предоставление транспортных, торговых и прочих услуг. 35% ВВП приходится на долю нефтедобывающей промышленности. В 1973–1985, когда были довольно высокими мировые цены на нефть, ВВП Конго рос быстрыми темпами, но после падения цен в 1986 резко снизился. Несмотря на увеличение добычи нефти в 1990-е годы, реального экономического подъема так и не произошло. Большая часть населения занята выращиванием для собственного потребления и продажи на внутреннем рынке маниока и бананов (основных продовольственных культур), а также ямса и в незначительном объеме некоторых других культур. Экспортные культуры (сахарный тростник, масличная пальма, деревья кофе и какао, табак и арахис) возделывают в основном на плантациях, принадлежащих европейцам. Животноводство ограничено из-за широкого распространения мухи це-це, переносчика формы сонной болезни, смертельной для крупного рогатого скота. Большую часть потребностей в мясе Конго удовлетворяет за счет импорта из Чада. Обрабатываются лишь 2% земель, и по мере роста численности городского населения увеличивается импорт продовольственных товаров. Крупнейшим источником государственных доходов является нефть, месторождения которой были разведаны в 1957. В настоящее время разрабатываются шельфовые месторождения Эмерод, Лоанго, Ликуала. С 1973 Конго экспортирует значительную часть добытой нефти. С 1985 по 1997 ежегодная добыча нефти в стране увеличилась с 6,3 млн. т до 13 млн. Доходной статьей экспорта является также древесина ценных тропических пород, главным образом окуме, лимба и акажу. С 1969 по 1977 велась разработка запасов калийных солей в районе Пуэнт-Нуара, но из-за наводнения шахта вышла из строя, а добыча была прекращена. Разведаны запасы высококачественной железной руды. На первом этапе процессу индустриализации Конго способствовали наличие в стране первоклассных портов – морского в Пуэнт-Нуаре и речного в Браззавиле – и то обстоятельство, что на протяжении длительного времени страна являлась административным центром бывшей Французской Экваториальной Африки. В начале 1980-х годов заметно увеличилась доля обрабатывающей промышленности в ВВП, в то же время стало проявляться несовершенство системы государственного планирования. В настоящее время в стране налажено производство пива и прохладительных напитков, консервированных овощей и фруктов, сахара, муки и рыбопродуктов. Имеются предприятия по производству табака и сигарет, изделий из древесины, в том числе бруса и фанеры, цемента, мыла и обуви. В начале 1970-х годов был сдан в эксплуатацию судостроительный завод, построенный с помощью Китая. В 1976 вступил в строй нефтеперерабатывающий завод в Пуэнт-Нуаре мощностью в 1 млн. т сырой нефти в год. В период с конца 1960-х до середины 1980-х годов государство национализировало действующие и построило новые промышленные предприятия. С тех пор сменявшие друг друга правительства стремились приватизировать большинство государственных и полугосударственных предприятий. Среди недавно приватизированных – «Гидро-Конго», бывшая государственная компания по распределению продуктов нефтепереработки. Электроэнергия на предприятия и в жилые дома поступает с ТЭС в Пуэнт-Нуаре и Браззавиле и ГЭС – в Джуэ и Имбулу. Ключевой транспортной артерией всего центральноафриканского региона является водное сообщение из столицы Центральноафриканской Республики Банги в порт Браззавиль на р.Конго, а оттуда по железной дороге в морской порт Пуэнт-Нуар. С 1970-х годов благодаря экспорту нефти в Конго складывался положительный торговый баланс. Однако в 1996 и 1997 стоимость экспорта и импорта практически сравнялись. Более того, Конго вынуждено обслуживать огромный внешний долг и импортировать многие товары, что привело к значительному ежегодному дефициту текущих статей платежного баланса. В 1996 этот дефицит превысил 1 млрд. долл. Внешняя задолженность Конго выросла с менее 1 млрд. долл. в 1980 до более 6 млрд. долл. в 1996. Свыше половины импорта поступает из Франции, крупнейшим потребителем конголезского экспорта являются США. Другие важные торговые партнеры – Германия, Испания, Нидерланды и Италия. Если в 1987 экспорт сырой нефти принес стране 700 млн. долл., то в 1996 уже 1,36 млрд. долл. (92% общей стоимости экспорта). Следующей по важности статьей экспорта являются лесоматериалы, в первую очередь круглый лес (в 1996 продано на сумму 85 млн. долл.). Импортируют машины и оборудование, главным образом для нефтедобывающей промышленности, продовольствие и потребительские товары. Как правило, Конго имеет положительное сальдо в торговле со странами-членами Таможенного и экономического союза Центральной Африки (ЮДЕАК), куда, помимо Конго, входят Центральноафриканская Республика, Камерун и Габон. Конго поставляет в страны ЮДЕАК сахар, табак, напитки и сырую нефть. Дефицит платежного баланса частично компенсируется за счет доходов от транспортных услуг, а также иностранных субсидий и инвестиций в нефтяную, лесозаготовительную и другие отрасли промышленности.

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 7426 человек!
© 2007-2024. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима