Канада. Статьи

История Канады

Коренное население Канады. Предки коренных жителей Северной Америки – индейцев и эскимосов – как предполагают, пришли 30–40 тыс. лет назад из Азии по сухопутному мосту, существовавшему на месте Берингово пролива. Самые древние предметы, сделанные св. 25 тыс. лет назад, обнаружены в западной части Северной Америки, на территории США и Южной Канады. К началу европейской колонизации на континенте жило более 1 млн. индейцев, в т.ч. на территории будущей Канады – от 220 до 350 тыс. В пределах Канады в 16–17 вв. сложилось несколько культурно-хозяйственных типов коренного населения. На западном побережье Тихого океана жили оседлые племена индейцев – тлинкиты, хайда, цимшианы, нутка, квакиютль, береговые селиши и инуки. Они жили в больших поселках, строили из дерева дома и тотемные столбы, сооружали большие морские каноэ, на которых ловили рыбу. В канадских прериях кочевали охотники за бизонами – индейский народ группы алконкинов кри, ассинобойя и др. В канадских лесах востока и севера обитали лесные охотники (племена атапасков, алгонкинов, лесных селишей). Они добывали пушного зверя и кленовый сок, собирали дикий рис, изготовляли из дерева жилища и каноэ. Индейцы, поселившиеся в районе Великих озер, занимались земледелием. Здесь сложились племенные объединения: Лига ирокезов (существовала с начала 16 в. и объединяла гуронов, могауков, сенека, онейда, онондага, кайюга и тобакко), Союз гуронов (4 племени), Союз «нейтральных» и т.д. Индейцы озер жили деревнями, в больших длинных домах, выращивали маис, бобы и тыкву, занимались охотой и торговлей.

На севере страны расселились предки современных эскимосов, перешедшие в Америку из Чукотки ок. 10 тыс. лет назад. Ко 2 тыс. до н.э. они отделились от алеутов и образовали самостоятельную этнокультурную общность. К моменту появления европейцев эскимосов насчитывалось ок. 23 тыс. человек. Они жили небольшими кочевыми группами, охотились на моржей, тюленей и китов с помощью гарпуна и на оленей с помощью лука и стрел.

Появление европейцев. Предполагают, что уже в 5–6 вв. в Северную Америку совершали плавания ирландцы. В 985 берегов северо-восточной Америки достиг норвежец Бьярни Херюльфсон, а в 1001 на территории современной Канады высадились норманны из Гренландии во главе с Лейфом Эриксоном. Эти земли получили название Хеллуланд, Маркланд и Винланд. На севере Ньюфаундленда (мыс Медоус) были обнаружены остатки норманнского поселения начала 11 в. Саги сообщают и о последующих экспедициях норманнов в Северную Америку, их зимовках и поселениях, а также о кровопролитных столкновениях с местными жителями, которых пришельцы называли «скрелингами». Так, в 1008–1011 в Винланде жили 250 викингов во главе с Торфинном Карлсефни. Предполагают, что в 15 в. земли нынешнего Ньюфаундленда посещались английскими моряками из Бристоля. Однако все эти плавания носили эпизодический характер, и постоянных контактов Канады с внешним миром не существовало до 16 в.

Открытия Колумба стали стимулом для новых экспедиций европейцев за океан. В 1497 и 1498 берегов Ньюфаундленда и Северной Америки достиг мореплаватель Джон Кабот (Джованни Кабото), который действовал по патенту, полученному от английского короля Генриха VII. За ним последовали экспедиции португальцев Гашпара Кортириала (1500, 1501) и Мигеля Кортириала (1502), бристольских купцов (1503–1506) и др. Флорентиец Джованни Вераццано в 1524 исследовал по поручению Франции североамериканское побережье и дал ему название Новой Галлии. Привлеченные обилием трески, английские, французские и португальские моряки организовали рыболовный промысел у берегов Ньюфаундленда; на атлантическом берегу создавались сезонные рыболовецкие поселения. Однако освоение Канады европейцами еще не началось.

В 1534 по поручению короля Франции Франциска I в Северную Америку отправилась экспедиция во главе с капитаном Жаком Картье. Ему было поручено найти путь в Китай. Картье исследовал о.Принца Эдуарда и высадился на п-ове Гаспе, где установил контакт с индейцами-гуронами и воздвиг на берегу крест в честь французского короля. В 1535, в ходе второго плавания, Картье проник вглубь территории, которую он назвал, со слов индейцев, Канадой. Он исследовал район между индейскими деревнями Стадакона (нынешний Квебек) и Ошлага (современный Монреаль), перезимовал в стране, а в 1536 отправился обратно во Францию. В 1541–1542 в Канаду вновь плавал Картье, а в 1542–1543 Жан-Франсуа де ля Рок (Роберваль. Однако закрепиться в стране французам на сей раз не удалось, а привезенное ими домой «золото» оказалось в действительности железным пиритом.

Новая Франция. Положение изменилось в начале 17 в., когда французский король Генрих IV попытался привлечь к организации поселений в долине реки Св.Лаврентия купцов из Руана и Сен-Мало. Колонизацию Канады возглавил путешественник и географ Самюэль де Шамплен. В 1603 экспедиция с его участием посетила страну и приступила к широкому обмену европейских товаров на меха. В 1605 Шамплен основал поселение Пор-Руаяль (ныне Порт-Ройал) на побережье зал. Фанди, дав этой местности название Акадии (ныне Новая Шотландия). В 1608 он отплыл вверх по эстуарию Св.Лаврентия и основал форт Квебек, через который велась торговля пушниной. Затем Шамплен начал систематическое исследование всего бассейна р.Св.Лаврентия. Французам удалось заключить союз с индейскими племенами гуронов и алгонкинов, которые поставляли им пушнину. Зато их отношения с ирокезами со времени первого столкновения в 1608 были враждебными.

В 1612 принц Конде был назначен вице-королем Новой Франции, а тот назначил Шамплена своим представителем в Канаде. В колонизацию Канады включились купеческие компании (Канадская, Монморанси), а также католическая церковь. Французы начали вмешиваться в выборы индейских вождей, стравливали между собой различные племена и побуждали их продавать пушнину французским торговцам. Постепенно трапперы и т.н. «лесные бродяги» продвигались все дальше в глубь континента. Их усилиями торговля пушниной распространилась на всю территорию вплоть до истоков Миссисипи. Купеческие компании, получившие королевские концессии, интересовались, в первую очередь ей, а не развитием сельскохозяйственных поселений. Чтобы укрепить французскую власть, кардинал Ришелье учредил в 1627 Компанию Новой Франции, передав в ее ведение всю территорию от Флориды до Полярного круга и от Флориды до Великих озер. Владение могло быть поделено на сеньории, создавались крупные феодальные поместья. В 1642 был основан город Монреаль, который контролировал всю меховую торговлю колонии с внутренними областями континента. После смерти Шамплена (1635) колонизация проходила в основном под контролем членов Общества Иисуса (иезуитов). Они пытались обратить индейцев в христианство, основывали миссии и добились запрещения для протестантов селиться в Канаде.

Не желая отставать от Франции, освоением Канады занялись и англичане. Еще в 1583 Ньюфаундленд был объявлен английской колонией (губернатор назначен в 1729). В 1610 английские корабли уже бороздили Гудзонов залив и залив Джемса. В 1627 была основана британская колония Новая Шотландия, и население британских и голландских владений в Северной Америке значительно превышало число французских колонистов. В 1629–1632 англичане захватывали Новую Францию, а в 1654 пытались вытеснить французов из Акадии. Англичане и голландцы поддерживали врагов французов – ирокезов.

Европейская колонизация нанесла значительный ущерб индейскому населению Канады. Оно страдало от распространения алкогольных напитков и болезней, завезенных из Европы, массами гибло в войнах, ставших куда более кровопролитными из-за использования оружия, поставленного европейцами. К 1867 число индейцев на территории Канады сократилось на две трети.

Поощряемые голландцами и англичанами, ирокезы громили католические миссии, в 1648 устроили массовое истребление гуронов и в течение 12 лет непрерывно нападали на Монреаль.

Феодально-купеческая колонизация Канады оказалась неэффективной, и в 1663 ее территория была объявлена королевской провинцией под управлением Верховного совета (с участием губернатора, интенданта, епископа и ряда др. должностных лиц). Европейское население колонии стало расти быстрее. Королевский интендант Жан Талон поощрял рождаемость, заселение и развитие ремесел. В Канаде была внедрена французская феодальная система землевладения, а крестьяне (абитаны) несли повинности в пользу сеньоров. Огромные территории были пожалованы католической церкви, в руках которой находилось также образование.

Скупка пушнины оказывалась гораздо выгоднее, чем занятие земледелием при сеньориальной системе, и многие французы предпочитали жизнь бродячих торговцев и авантюристов, проникая все дальше вглубь континента. Уже в 1673 торговый отряд Луи Жолье достиг Миссисипи и исследовал ее, в 1682 шевалье де Ла Саль добрался до ее устья, а в 1699 французы основали колонию на побережье Мексиканского залива. Теперь их колониальные владения простирались с севера на юг от Гудзонова до Мексиканского залива.

В противовес французам начала консолидировать свои владения и Англия. В 1670 была учреждена английская Компания Гудзонова залива, провозгласившая свою власть над всеми окрестными территориями. В долине р.Гудзон англичане в 1664 вытеснили голландцев и заключили союз с ирокезами. Губернатор Канады граф де Фронтенак в 1670–1690-х сумел разбить ирокезов и организовал нападения на английские поселения и укрепления в Новой Англии и районе Гудзонова залива. Боевые действия в Северной Америке шли с переменным успехом; Рисвикский мир (1697) не принес победы ни одной из сторон.

Но общее соотношение сил между Англией и Францией постепенно все больше склонялось в сторону первой. В ходе войны за Испанское наследство (1701–1713) англичане захватили Пор-Руайяль, а по Утрехтскому миру (1713) Франция была вынуждена уступить Англии район Гудзонова залива и Акадию, ставшую Новой Шотландией. После этого французы приступили к укреплению оставшихся владений. Они возвели мощную крепость Луисбур на о.Кейп-Бретон, форты Краун-Пойнт и Тайкондерога южнее долины Св.Лаврентия и цепь торговых факторий до р.Саскачекван. Но это уже не спасло французскую колониальную империю в Северной Америке, которая по своему развитию все больше отставала от британской. К середине 18 в. в британских североамериканских владениях жило ок. 2 млн. человек, а число французов составляло всего 80 тыс. Последующие войны привели к падению колониального владычества Франции. Во время Войны за австрийское наследство (1740–1748) англичане захватили Луисбур, но в 1748 вернули его Франции. В 1754 в Северной Америке начались широкие военные действия между англичанами, с одной стороны, французами и союзными им индейцами, с другой. Они совпали с Семилетней войной в Европе (1756–1763). Французы упорно сопротивлялись, но в конце концов, уступая превосходящим британским силам, в 1760 Новая Франция капитулировала. По Парижскому мирному договору 1763 Франция признала Канаду британским владением. Британская Канада. В 1763 в Канаде проживало ок. 80 тыс. французов и несколько сот англичан, но в последующие годы численность англоязычного населения стала быстро расти. Англичане требовали ввести в Квебеке законы метрополии и предоставить привилегии лицам некатолического вероисповедания. Но английское правительство предпочло пойти на уступки верхушке франко-канадского общества, опасаясь, что Канада примкнет к движению североамериканских колоний за независимость, которое, в конечном счете, привело к возникновению США. В 1774 британские власти ввели Квебекский акт, по которому католическая церковь сохранила свои права и привилегии, сохранились французское гражданское законодательство и французский язык. Лишь уголовное право было введено английское. Квебекский акт, включавший в Канаду земли к западу от Аллеганских гор, лишь усилил недовольство жителей 13 североамериканских колоний, которые в 1776 провозгласили свою независимость от Великобритании. В период войны за независимость США (1775–1783) и после нее в Канаду переселились 40 тыс. «лоялистов» (противников отделения). Это английское население, равно как и французское, поддержало борьбу метрополии против восставших колоний и боролось с американскими отрядами, вторгшимися в Квебек в 1775. Лоялисты получили право в 1784 образовать отдельную колонию Нью-Брансуик. Наряду с ней, из Новой Шотландии были выделены также Кейп-Бретон и Остров Принца Эдуарда. Лоялисты селились также в Новой Шотландии и Квебеке (в нынешней провинции Онтарио). Недовольные сохранением католических и феодальных порядков, они в 1791 добились принятия нового «Конституционного акта», который разделил Канаду на две части – Нижнюю Канаду (с преобладанием французского населения) к востоку от р.Оттавы с городами Квебек и Монреаль, и Верхнюю Канаду к западу от р.Оттавы, населенную почти исключительно англичанами. Обе колонии получили конституционное устройство с двумя законодательными палатами: нижней, избиравшейся на основе высокого имущественного ценза, и верхней (сенатом) с назначенными губернатором членами. Исполнительная власть и право налагать вето на любые решения палат принадлежали губернатору. Аналогичный строй был введен в Новой Шотландии и Нью-Брансуике. Часть Лабрадора еще в 1763 была присоединена к Ньюфаундленду, где в 1835 также ввели самоуправление и двухпалатный парламент с ответственной перед ним администрацией.

В Нижней Канаде сохранились французское гражданское право и привилегии католической церкви, однако одна седьмая общественных земель была передана англиканскому духовенству, и еще столько же – исполнительной власти. В Верхней Канаде администрация губернатора Джона Грейвза Симко щедро раздавала крупные земельные владения военным, правительственным чиновникам и коммерсантам.

Разделение Канады не ослабило внутренних противоречий в североамериканских владениях Великобритании. Французы выражали недовольство привилегиями англичан, произвольной раздачей земель чиновникам, тяжелым налоговым гнетом и произволом губернаторов. Англичане требовали лучшего распределения земель и секуляризации церковных владений. Торговцы и промышленники выступали за ликвидацию сеньориальной системы. Ширилось недовольство господством правящей верхушки колоний. В выборной ассамблее Нижней Канады сформировалась радикальная партия, которая отстаивала права и традиции французского населения, добивалась расширения контроля парламента над налогами, бюджетом и политической жизнью.

Во время англо-американской войны 1812–1814 большинство канадского общества по-прежнему выступало на стороне метрополии. Американские вторжения были отбиты. Мирный договор в Генте (1814) подтвердил границы, существовавшие до войны. Согласно дипломатическим конвенциям 1817–1818, граница между США и Канадой на отрезке от оз.Лесное до Скалистых гор устанавливалась по 49 параллели.

В 1820–1840-х экономика Канады устойчиво развивалась. В 1815–1850 в страну прибыло ок.80 тыс. иммигрантов с Британских островов, а общее население увеличилось с 400 тыс. до 1,8 млн. Развивалась торговля с Великобританией, строились большие корабли и судоходные каналы. Споры из-за распределения таможенных сборов, призывы к объединению Верхней и Нижней Канады способствовали радикализации общественных настроений. Радикально и либерально настроенные иммигранты, а также фермеры и мелкие торговцы выступали против правящих элит, тесно связанных с губернаторами и главными олигархическими семействами колоний. В англоязычных провинциях протестантские массы (пресвитериане и методисты) были недовольны привилегиями англиканской церкви. В Приморских провинциях и Ньюфаундленде реформисты добивались свободы печати и расширения полномочий законодательных собраний, а на Острове Принца Эдуарда – передачи фермерам-арендаторам земель отсутствовавших землевладельцев. В Верхней и Нижней Канаде сформировались политические группировки радикальных республиканцев. В Верхней Канаде их возглавил шотландский иммигрант Уильям Лайон Макензи (в 1834 избран мэром Торонто), а в Нижней – спикер ассамблеи провинции Луи Жозеф Папино, сторонник идей Французской революции. Радикалы добивались ответственности исполнительной власти перед законодательной и тяготели к поддержке США. В 1837 в Нижней и Верхней Канаде вспыхнули вооруженные восстания республиканцев; волнения охватили также Новую Шотландию и Нью-Брансуик. Восстания были подавлены, а их участники репрессированы. 32 повстанца были повешены и 154 сосланы в штрафные колонии. Лидеры восстания бежали в США.

Волнения в Канаде вынудили британские власти пойти на проведение реформ. В страну была направлена миссия во главе с лордом Дерхэмом, назначенным генерал-губернатором британских владений в Северной Америке. Он предпринял шаги по смягчению напряженности, в частности, снял обвинения с большинства участников восстания. Умеренная политика Дерхэма привела к его отставке, но в 1838 он представил проект реформ –Доклад о состоянии дел в Британской Северной Америке. Дерхэм ратовал за ассимиляцию франко-канадцев и предложил с этой целью осуществить объединение Верхней и Нижней Канады. Колония, равно как и остальные провинции, должна была получить полное самоуправление при сохранении полномочий метрополии в конституционных и внешнеполитических вопросах. Британское правительство приняло предложение об объединении колоний, но отвергло идею министерства, ответственного перед парламентом. В 1840 принят Акт о союзе, провозгласивший объединение Верхней и Нижней Канады в единую колонию – Канада – с объединенной законодательной ассамблеей. Губернатор лорд Сайденхэм (1840–1841) назначил правительственных советников из числа членов ассамблеи, пользующихся поддержкой большинства. В свою очередь, англоканадские и франкоканадские сторонники ответственного правительства сформировали либеральную Партию реформ во главе с Робертом Болдуином и Луи Ипполитом Лафонтеном. Она имела большинство в парламенте Канады. Губернатор Чарльз Бэгот, встретившись с оппозицией в законодательном собрании, в 1842 предложил Болдуину и Лафонтену сформировать правительство с участием реформистов. Следующий губернатор Мэткалф восстановил автократическое правление, что вызвало многочисленные протесты. В 1846 либералы, пришедшие к власти в Великобритании, назначили генерал-губернатором Канады лорда Эльджина для завершения создания системы ответственного правительства. В Новой Шотландии был создан ответственный кабинет во главе с премьер-министром – лидером реформистов Джозефом Хау. В 1848 ответственное правительство во главе с Лафонтеном и Болдуином появилось и в колонии Канада. В 1849 был принят закон об амнистии всем участникам восстания 1837 и возмещении ущерба жителям, пострадавшим при его подавлении. Попытка местных консерваторов, связанных с олигархическими семьями, воспрепятствовать реформам, провалилась. Не помогли ни уличные беспорядки, ни угрозы присоединиться к США, ни петиция в Лондон, ни даже поджог здания колониального парламента. С 1850 был введен закон, который предписывал муниципалитетам ввести особый налог на собственность для финансирования образования, однако он осуществлялся медленно. В 1854, вопреки сопротивлению крупных земельных собственников и церкви, парламент провинции Канада принял закон об уничтожении церковных отрезков и сеньориальных прав. Крестьяне получили право выкупить земельные подати и ренту.

Политическое положение в Канаде оставалось неустойчивым. Сложились новые радикальные политические партии – «Клиэ критс» в английской Канаде во главе с Джоном Брауном и французская «Красная партия» во главе с Антуаном Дорионом. Браун обличал «засилье французов» и католиков. Он требовал отмены равного представительства англоязычной и франкоязычной Канады в парламенте провинции. Лидер «Клиэ критс» добивался, чтобы число депутатов определялось на основе численности населения, которое было больше в английской части страны. Франкоканадцы, опасаясь ассимиляции, стали склоняться к поддержке консервативных политических сил. В 1854 умеренные тори и часть либералов объединились в Консервативную партию; ее лидерами стали Джон А.Макдональд и Жорж Этьен Картье. Радикалы франкоязычной Канады из «Красной партии» добивались введения демократической избирательной системы и разделения провинции на французскую и английскую часть. Но их республиканские и антиклерикальные идеи пугали консервативное большинство франко-канадцев. В итоге «Клиэ критс» победила в западной (английской) Канаде, но консерваторы смогли добиться успеха за счет поддержки в восточной части провинции. В 1854 к власти пришло правительство Макдональда – Картье, но оно было неустойчивым. В 1854–1864 в Канаде сменилось 10 правительственных кабинетов.

В 1846 Великобритания и США договорились разделить территории на тихоокеанском побережье Северной Америки. Прежде район Орегона считался принадлежащим обеим странам, теперь же граница была проведена по 49 параллели, а Орегон достался США. После этого британская сторона принялась активно осваивать земли к северу от этой черты. Первоначально они управлялись Компанией Гудзонова залива, но в 1849–1850 была образована коронная колония Ванкувер, а затем (после того, как в горах Карибу в 1856 было обнаружено золото и туда бросились тысячи золотоискателей, в основном, из Калифорнии) – колония Британская Колумбия (1859). В 1866 обе территории были объединены. В 1850-х Канада переживала период бурного экономического развития. Росло железнодорожное и пароходное строительство, английские и американские предприниматели вкладывали большие средства в канадские предприятия. В 1853 Канада перешла с английского фунта на канадский доллар, как более удобный для торговли с США. В 1854 Канада и США заключили договор о взаимности, который предусматривал для обеих сторон свободную торговлю сырьем и продукцией сельского хозяйства, открывал канадские водные пути для американского судоходства наравне с английским, а также предоставлял США доступ к рыбным промыслам приморских провинций. Экономический кризис 1857 и возобновление экспорта российской пшеницы после Крымской войны нанесли ущерб канадской экономике. Чтобы защитить ее от иностранной конкуренции, министр финансов А.Т.Голт добился от Великобритании согласия установить в Канаде протекционистские пошлины на ввозимые товары, включая британский импорт.

Когда в США вспыхнула Гражданская война между Севером и Югом (1861–1865), в Канаде вновь оживилось промышленное развитие, росли английские инвестиции и происходил быстрый рост железнодорожного строительства. Железные дороги, сооружение которых субсидировались правительством, не только способствовали экономическому развитию регионов, но и создали прочную связь между долиной Св. Лаврентия и Приморскими провинциями. В 1860-х в стране развернулась промышленная революция.

В канадском обществе росли опасения в связи с экспансией США. Особенно интересовали американцев малонаселенные земли от восточных прерий до Тихого океана, которые находились под управлением Компании Гудзонова залива. В период Гражданской войны в США многие радикалы и демократы Канады сочувствовали Северу. Напротив, британские власти в Северной Америке, консервативно настроенные канадские землевладельцы и предприниматели поддерживали южан-конфедератов, которые совершали рейды против территории США с канадской территории. Это побудило американцев в 1865 разорвать Договор о взаимности, а госсекретарь США Уильям Сьюард и печать открыто требовали аннексии Канады. В свою очередь, американская сторона поддерживала ирландских повстанцев-фениев, которые в 1866 предприняли попытку вторжения на канадскую территорию.

Ощущение долгосрочной угрозы с юга сплачивало канадские провинции. Помимо этого, их подталкивали к сближению экономические интересы. Разобщенность провинций, обладавших различными налоговыми системами и разными таможенными тарифами являлась препятствием на пути хозяйственного развития. Объединение поддерживали крупные торговцы Монреаля и Торонто, а также фермеры западной части Канады, которые рассчитывали освоить западные прерии. Большинство правящих кругов Великобритании также склонялись в пользу этой идеи, считая сильную объединенную Канаду надежным противовесом США. Напротив, Приморские провинции и франкоязычное население относились к этим планам сдержанно или отрицательно.

В 1864 в провинции Канада было сформировано коалиционное правительство из консерваторов Макдональда и Картье и части либералов – сторонников Брауна. Оно было призвано найти выход из политического тупика и осуществить объединение Британской Северной Америки. Однако инициативу взяли на себя приморские атлантические провинции, созвавшие в Шарлоттауне конференцию по вопросу об объединении Новой Шотландии, Нью-Брансуика и Острова Принца Эдуарда. Прибывшие представители Канады предложили расширить намечаемый союз, и в октябре 1864 в Квебеке собрались 33 делегата от Канады, атлантических провинций и Ньюфаундленда, чтобы выработать проект конституции новой федерации «под короной Великобритании». В конечном счете были одобрены 72 резолюции, предусматривавшие образование федеративного союза провинций с центральным и местными правительствами. Ассамблея Канады одобрила проект конституции, вопреки голосам радикальных англоязычных и франкоязычных либералов. В Нью-Брансуике парламент отверг квебекские резолюции, и правительство сторонников объединения подало в отставку. Однако губернатор распустил собрание и назначил новые выборы, принесшие успех делу объединения. Ассамблеи Острова Принца Эдуарда и Ньюфаундленда также отклонили проект. В Новой Шотландии разгорелась острая борьба между консервативным премьер-министром Ч.Таппером (сторонником федерации) и оппозицией во главе с лидерами реформистов Дж.Хау. Правительство так и не рискнуло поставить резолюции на голосование и пообещало добиться особых условий для провинции.

Конференция британских и канадских представителей в Лондоне одобрила проект Акта о Британской Северной Америке. Затем он был принят британским парламентом и 1 июля 1867 вступил в силу. В соответствии с ним, Новая Шотландия, Нью-Брансуик и две провинции, на которые делилась прежняя провинция Канада (франкоязычный Квебек и англоязычное Онтарио) объединялись в «федеративный доминион». Последний термин, означавший «владение», был заимствован из религиозных псалмов и должен был подчеркнуть, что речь не идет о создании нового самостоятельного государства. Центральное правительство, ответственное перед федеральным парламентом, должно было решать вопросы строительства железных дорог, отвечало за налогообложение, оборону, торговлю, финансы, охрану порядка и иные общие вопросы, не входившие в юрисдикцию провинций. Права провинций ограничивались местными делами, такими, как отправление правосудия на местном уровне и законодательство, касающееся «собственности и гражданских прав», образование, взимание местных налогов. В Квебеке сохранялось действующим французское гражданское право, тогда как уголовное право действовало единообразно на всей территории страны. С течением времени принимавшиеся по разным поводам судебные решения и политические соглашения приводили к расширению прав провинциальных правительств и ограничению федеральной власти. Генерал-губернатор, назначаемый британским монархом, осуществлял исполнительную власть на основе рекомендации министров, мог даровать помилование, передавать некоторые вопросы законодательства на рассмотрение правительства Британской империи и принимать решение о роспуске парламента; однако в последующие годы эти права постепенно были сведены на нет.

Канадский доминион до Первой мировой войны. Первое правительство федерации сформировал лидер консерваторов Макдональд (1867–1873). Первоначально в нем были представлены и некоторые либералы, однако вскоре кабинет стал почти исключительно однопартийным. Консерваторы управляли, щедро раздавая субсидии провинциям и частным предпринимателям. В свою очередь, радикальные либералы, квебекская «Красная партия» и реформисты из Приморских провинций постепенно объединились в оппозиционную Либеральную партию (ЛП).

Ситуация в доминионе вначале казалась неустойчивой. Дж.Хау и другие противники союза победили на выборах в Новой Шотландии, но Макдональду удалось нейтрализовать эту оппозицию, когда он в 1869 включил Хау в состав правительства, пообещав увеличить ассигнования Новой Шотландии. В 1873, получив специальные кредиты, к доминиону присоединился и Остров Принца Эдуарда. Канадское правительство приступило и к присоединению западных земель. В 1869 Компания Гудзонова залива продала Канаде свои права на Северо-Западные территории. После восстания, поднятого в 1869–1870 смешанным франко-англо-индейским населением района р.Ред-Ривер во главе с Луи Риелем, требовавшим самостоятельного вступления в федерацию, на этой территории в 1870 была образована новая канадская провинция Манитоба. В ней признавались равные права для обоих языков, возможность создавать католические и протестантские школы; жители получали землю. В 1871 в Канаду вошла Британская Колумбия, которой правительство Макдональда пообещало военную помощь в охране границы, экономические выгоды, уплату провинциального долга и строительство Тихоокеанской железной дороги.

Вне Канады остался только Ньюфаундленд, который с 1855 имел ответственное правительство. Он оставался отдельной британской колонией.

Чтобы привлечь иммигрантов, Канада в 1873 приняла закон, в соответствии с которым каждый иммигрант после трех лет обработки земли безвозмездно получал участок в 160 акров. Однако до начала 20 в. Канада оставалась преимущественно страной промежуточной миграции: большинство приехавших направлялись затем далее, в США.

Консервативное правительство в 1872 признало за рабочими право на забастовку и организацию профсоюзов. В 1873 возник Канадский рабочий союз, который к 1876 вновь распался. Стремясь урегулировать отношения с США, Макдональд принял участие в англо-американской конференции в Вашингтоне в 1871. Однако добиться желаемого ему восстановления Договора о взаимности не удалось. Канада согласилась предоставить американским рыбакам доступ к своим рыбным промыслам на 10 лет, а США отменяли пошлины на ввоз канадской рыбы. В то же время, американская сторона отказалась взять на себя ответственность за рейды фениев через американо-канадскую границу. Оппозиция подвергла резкой критике Вашингтонскую «сделку». В 1872 консерваторам удалось выиграть всеобщие выборы, но уже в следующем году либералы обвинили правительство в получении взятки в размере 350 тыс. долл. от группы монреальских предпринимателей, тесно связанных с американским капиталом, в обмен на предоставление ей права на строительство Тихоокеанской железной дороги. Разгорелся скандал, и правительство Макдональда подало в отставку.

Новое правительство Канады возглавил либерал Александер Макензи (1873–1878). Оно учредило Верховный суд, создало конную полицию, несколько демократизировало закон о выборах. Но либеральному кабинету пришлось бороться с начавшейся экономической депрессией, которая с разной интенсивностью продолжалась до конца 19 в. Тихоокеанская дорога сооружалась медленно. Правящую ЛП раздирали разногласия по вопросам хозяйственной политики. Премьер-министр и либералы Приморских провинций отстаивали принцип свободной торговли и сокращения правительственных расходов. В 1874 Макензи безуспешно пытался договориться с США о снижении таможенных тарифов. Эдуард Блейк и другие либералы защищали позиции протекционизма – введения высоких пошлин на зарубежные (прежде всего, американские) товары. Они образовали движение «Канада превыше всего», выступая за расширение политической самостоятельности страны при одновременном укреплении связей с Британской Империей.

Опираясь на Квебек, консерваторы попытались взять реванш. В 1878, пообещав проводить протекционистский курс, ускорить железнодорожное строительство и поощрять иммиграцию, они победили на парламентских выборах. Сформировав новое правительство, премьер-министр Макдональд (1878–1891) поднял пошлины на ввоз промышленных товаров, а в 1880 заключил контракт с крупным синдикатом во главе с Банком Монреаля и Компанией Гудзонова залива на постройку Тихоокеанской железной дороги. В итоге к 1885 строительство было завершено.

Во внешней политике консерваторы ориентировались на Великобританию, но, в то же время, не желали безоговорочно подчиняться британским требованиям и добивались большей самостоятельности. Так, в 1885 Макдональд отказался отправить канадскую военную экспедицию в Судан. Развивались экономические связи с США. В 1883 импорт из США впервые превысил объем импорта из Великобритании, а к 1896 составлял уже более половины всего канадского импорта.

Правительство консерваторов терпимо относилось к созданию профсоюзов. В 1886 был создан Профессиональный и рабочий конгресс, тесно связанный с профсоюзами США. В то же время, оно жестоко подавило восстание 1884–1885 белых фермеров, индейцев и метисов в Саскачеване во главе с Л.Риелем, которые протестовали против несправедливого распределения земли и требовали предоставления статуса провинции с собственным правительством. Риель был схвачен, обвинен в государственной измене, несмотря на многочисленные протесты, особенно среди франко-канадцев, приговорен к смертной казни и повешен. Казнь Риеля способствовала ослаблению правительства Макдональда. В Квебеке недовольная часть консерваторов объединилась с либералами и образовала Национальную партию во главе с Оноре Мерсье, которая в 1886 пришла к власти в провинции. Либеральное правительство Новой Шотландии требовало снижения налогов, угрожая выйти из состава федерации, а в Онтарио правящие либералы добивались прав на лицензирование продажи алкоголя, разработку природных ресурсов и самостоятельное правосудие. В 1887 Мерсье созвал конференцию представителей провинций, которая заявила о намерении лишить центральное правительство права отменять провинциальные законы, а также потребовала свободной беспошлинной торговли с США и увеличения доли провинций в национальном доходе. Но единство оппозиции длилось недолго. Правительство Мерсье в Квебеке выплатило католической церкви крупную компенсацию за владения, конфискованные в 1773, что вызвало возмущение протестантов Онтарио. В этой провинции, а также в Манитобе поднялось движение за запрещение преподавания французского языка в школах. Власти Манитобы приняли по этому вопросу решение, но федеральное правительство в 1895 отменило его. В ответ лидер ЛП Канады Уилфрид Лорье обвинил канадский кабинет во вмешательстве в дела провинций.

В 1891 консерваторы еще смогли выиграть федеральные выборы. После смерти Макдональда кабинет возглавляли Джон Эбботт (1891–1892), Джон Томпсон (1892–1894), Макензи Бауэлл (1894–1896) и Чарльз Таппер (1896). На выборах 1896 либералы шли под лозунгом защиты прав провинций, и это принесло им победу. Новым премьер-министром Канады стал лидер либералов Уилфрид Лорье (1896–1911). Он добился компромисса с властями Манитобы: учащиеся могли получать внеклассные наставления в вопросах религии, а часть предметов могла преподаваться на французском языке.

Лорье во многом продолжал политику консервативных кабинетов. Он искал примирения с церковью, отказался от радикальной свободной торговли и проводил протекционистский курс, предоставляя преимущество импорту из Великобритании. Тем не менее, экономическая зависимость от США росла. Она выражалась не только в огромных американских капиталовложениях, но и в росте импорта с юга. К 1913 импорт из США составлял уже две трети всего канадского импорта.

В 1896–1914 в Канаду переехало около 2,5 млн. человек из Англии, континентальной Европы и США; общая численность населения страны увеличилась за счет этого почти до 8 млн. чел. Это способствовало быстрому росту промышленности и железнодорожного строительства, а также интенсивному заселению западных прерий. В 1905 были образованы две новые провинции – Альберта и Саскачеван.

Реальная экономическая власть на западе оказалась в руках предпринимателей из Монреаля, Торонто и федеральных политиков. Организации фермеров требовали снижения кредитных ставок и тарифов, а также регулирования цен на грузоперевозки и пользование элеваторами. Попытки правительства регулировать цены на хранение зерна на государственных элеваторах не дали результатов, и многие фермеры запада присоединились к кооперативной организации «Грэйн Гроверс», занимавшейся покупкой и продажей зерна. Многие иммигранты оказывались в трудном положении и жили в трудных условиях. Правительство почти не оказывало им помощи. Приезжие нередко наталкивались на проявления национализма со стороны англосаксонских протестантов, с одной стороны, и франко-канадцев, с другой (последние боялись превратиться в меньшинство в собственной стране). Все это способствовало радикализации общественных настроений. Среди трудящихся распространились идеи христианского социализма, фабианства и синдикализма, возникали социалистические партии. В 1900 представитель организованных рабочих был впервые избран в федеральный парламент. Рост рабочего движения побудил власти пойти на некоторые реформы. В 1907 федеральное правительство приняло Акт о расследовании промышленных конфликтов, запрещавший стачки и пикеты, а также локауты в период расследования трудовых конфликтов. Некоторые провинции приняли законы, определяющие размер минимальной заработной платы, а также в экспериментальном порядке вводили государственную собственность на некоторых предприятиях. Рост производства зерна на западе стимулировал развитие производства сельскохозяйственной техники и промышленных товаров в центральной части страны, сооружение элеваторов для зерна и железных дорог. Строительство железнодорожных линий активно субсидировалось правительством, что увеличивало государственный долг, но положение смягчалось в результате «пшеничного бума». За открытием золота на Юконе последовали разработки других полезных ископаемых, развивались бумажная промышленность и гидроэнергетика.

Во внешней политике правительство Лорье пыталось проводить курс компромисов. Оно отклонило идею британского имперского союза с едиными вооруженными силами. Во время англо-бурской войны канадский кабинет разрешил лишь набор волонтеров в помощь Великобритании, что вызвало недовольство как многих англоканадцев, так и франко-канадских националистов, возражавших против участия в британских колониальных войнах. В 1909, в ответ на требование Англии, чтобы Канада внесла свой вклад в создание объединенных военно-морских сил Британской империи, правительство Лорье предложило построить небольшой отряд кораблей, который мог бы присоединяться к британскому флоту в тех случаях, когда Канада сочтет это необходимым. Против этого выступили как консерваторы, отстаивавшие верность империи, так и франко-канадцы, которые возражали против любых военных обязательств Канады. Этот вопрос находился в центре избирательной кампании 1911. Положение Лорье осложнялось и неожиданным переходом кабинета на позиции свободной торговли. В 1911 премьер провел переговоры с администрацией США о взаимном снижении таможенных тарифов.

Все это ослабило позиции ЛП и привело к ее поражению на выборах. К власти вернулись консерваторы во главе с новым премьер-министром Робертом Борденом (1911–1920).

Правительство Бордена продолжало политику предшественников: строило железные дороги, поощряло иммиграцию и заселение запада, продолжило реформу гражданской службы, начатую Лорье. От строительства собственного канадского военного флота консерваторы отказались, предпочтя вместо этого передать деньги Великобритании.

Канада в 1914–1945. Как часть Британской империи, Канада приняла участие в Первой мировой войне на стороне Великобритании. В военных соединениях сражались ок. 630 тыс. канадцев; ок. 60 тыс. были убиты. Премьер-министр Борден получил право на создание независимого канадского военного командования; Канада получила представительство в имперском военном совете и на Парижской мирной конференции 1919. Отношения с Великобританией строились на единой внешнеполитической позиции при «постоянной консультации» между частями империи.

Закон о мерах военного времени 1914 давал правительству права вводить цензуру, осуществлять аресты и депортации, контролировать передвижения людей и товаров, торговлю, производство и распределение товаров и сырья. Были повышены таможенные тарифы. Правительство начало в 1917 программу национализации железных дорог (за исключением Тихоокеанской). Регулировались цены, зарплата и трудовые отношения. Проводились военные займы. К 1921 общая сумма государственного долга возросла до 4,8 млрд. долл. В военном производстве участвовали 350 тыс. канадцев. Война способствовала оживлению экономики страны, которая в 1913 пережила депрессию. Были созданы новые рабочие места, резко возрос экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья. Американские капиталовложения в стране и кредиты обогнали британские.

В 1917 консерваторы и либералы – сторонники введения воинской повинности создали коалиционное правительство. Во главе его по-прежнему находился Борден.

После войны государственный контроль в экономике был отменен, что вызвало депрессию 1921–1922. Железные дороги остались в руках государства.

Всеобщие протесты против высоких тарифов и кредитных ставок, против растущей стоимости жизни вызвали крупный социальный кризис. Организации фермеров требовали передачи в общественную собственность природных ресурсов и коммунальных предприятий, введения налогов на доходы частных лиц и корпораций, резкого снижения тарифов и проведения избирательной реформы. Профсоюзы, среди которых усилились синдикалистские настроения (в 1919 был образован новый радикальный профцентр «Один большой союз»), проводили массовые забастовки. Их апогеем стала всеобщая виннипегская стачка в мае-июне 1919, подавленная правительством. В 1920 четыре социалиста были избраны в парламент Манитобы, а в 1921 член соцпартии стал депутатом федерального парламента.

После отставки Бордена канадское правительство возглавил консерватор Артур Мейген (1920–1921), сторонник воинской повинности и высоких протекционистских тарифов. Лидер ЛП Уильям Лайон Макензи Кинг обещал избирателям гарантии против безработицы, введение пенсий по старости и проведение некоторых других реформ; в то же время он старался не обострять отношений с деловыми кругами. Выборы принесли победу либералам, которые, тем не менее, не смогли добиться абсолютного большинства мест в Палате общин. На втором месте оказалась Национальная прогрессивная партия, которая объединяла фермеров и требовала снижения тарифов и «взаимности» в торговле с США. В 1919 – начале 1920-х НПП находилась у власти в Онтарио, Альберте и Манитобе. Консерваторы оказались третьими. Макензи Кинг сформировал либеральное правительство (1921–1926), которое извне поддерживали прогрессисты. Однако их движение оказалось неоднородным и недолговечным. Начавшееся в 1923 некоторое улучшение экономической конъюнктуры, ослабление разрыва между промышленными и сельскохозяйственными ценами, увеличение мирового спроса на зерно и уступки либералов в области тарифов ускорили его распад.

Правительство Кинга произвело значительное сокращение пошлин и тарифов, отменило налог на прибыли, несколько сократило подоходный налог и налог на продажи. Одновременно была оказана помощь приморским провинциям в оснащении портов и развитии судоходства, введены протекционистские меры по защите угольной промышленности в Новой Шотландии. В то же время, правительство разгромило стачку рабочих угольных и сталелитейной промышленности Новой Шотландии, протестовавших против снижения зарплаты. Несмотря на продолжавшийся до 1929 хозяйственный застой в Приморской провинции, в целом 1920-е были периодом экономического благополучия. Началось массовое производство автомобилей, строились железные и шоссейные дороги, рос экспорт зерна. Фермеры объединялись и создавали собственные организации для хранения и сбыта зерна – пшеничные пулы. В провинции Альберта в 1921–1935 у власти находилось правительство Объединенных фермеров.

В англоязычной Канаде произошел подъем протестантского фундаментализма, сопровождавшийся требованиями строгого соблюдения воскресного дня и запрета на торговлю алкогольными напитками. Однако правительства в провинциях не смогли помешать массовой контрабанде спиртного; в результате к середине 1920-х большинство провинций отменили сухой закон, введя вместо этого правительственный контроль над продажей алкогольных напитков.

Во внешней политике канадское правительство добивалось все большей самостоятельности. В 1922 оно отклонило призыв Великобритании принять участие в военных действиях против Турции. Имперская конференция 1923 поддержала Кинга в том, что доминионы должны иметь право вести самостоятельную внешнюю политику.

На выборах 1925 консерваторы вновь стали сильнейшей партией Канады, но либералы остались у власти. В 1926 Кинг попросил генерал-губернатора распустить парламент и назначить новые выборы, но он вместо этого поручил сформирование правительства лидеру консерваторов Мейгену. Но и его правительство не смогло удержаться, были проведены досрочные выборы. Либералы, обвиняя генерал-губернатора во вмешательстве во внутренние дела Канады, одержали победу и Кинг вернулся к власти (1926–1930). Поддержку его правительству оказали и двое рабочих депутатов после того, как Кинг согласился ввести систему пенсий по старости.

Зависевшая от американской экономики, от экспорта зерна, рыбы и леса Канада сильно пострадала от мирового экономического кризиса, который разразился в 1929. К 1933 безработица достигла 23%. Оплата труда упала до мизерного уровня.

Мировой экономический кризис пагубно отразился на положении Ньюфаундленда, не вошедшего в Канадскую федерацию. В 1907 он получил права доминиона, но кризис начала 1930-х поставил его на грань банкротства. В 1933, по рекомендации Королевской комиссии, действие конституции было приостановлено, статус доминиона упразднен, а власть в 1934 перешла к британскому губернатору.

Несмотря на тяжелое положение в Канаде, Макензи Кинг отказался прибегнуть к широкомасштабным мерам по оказанию помощи безработным, настаивая на необходимости сбалансированного бюджета и «соблюдении прав провинций». В 1930 ЛП потерпела сокрушительное поражение на парламентских выборах. К власти пришли консерваторы во главе с Ричардом Бедфордом Беннеттом (1930–1935).

Правительство Беннетта выделило деньги для организации общественных работ и оказания содействия провинциям и муниципалитетам, существенно увеличило тарифы (в 1932 было заключено соглашение о снижении таможенных тарифов для стран, входящих в Британское Содружество, но это не оказало заметного влияния на внешнюю торговлю Канады). Было создано несколько крупных государственных корпораций (национальный банк «Бэнк оф Канада», радиовещательная компания «Си-Би-Си»). В 1935 премьер-министр Беннетт выдвинул программу реформ, получившую название «канадского нового курса» (по аналогии с «новым курсом» Рузвельта). По его настоянию парламент принял законы о кредитовании фермеров, создании управления по сбыту природных ресурсов, социальном страховании и страховании по безработице, минимальной зарплате и ограничении продолжительности рабочего дня. Однако либеральная оппозиция выступила против них, объявив их неконституционным превышением полномочий федерального правительства. В области внешней политики правительство Беннетта завершило переход к политической самостоятельности Канады. Вестминстерский статут 1931 объявил Канаду и другие доминионы полностью равноправными и независимыми во внешней и внутренней политике. Корону представлял генерал-губернатор.

В 1930-х в Канаде появились и другие радикальные партии. В 1932 лидеры социалистического, рабочего и фермерского движения и профсоюзные активисты создали социал-демократическую партию – Федерацию кооперативного содружества (ФКС). Она призывала к установлению социализма в Канаде. В Альберте в 1935 пришла к власти новая Партия социального кредита, которая обещала фермерам-земледельцам и скотоводам установление справедливых цен и кредит, пропорциональный количеству произведенных товаров или оказанных услуг. Под реформистскими лозунгами выступили победившие в Онтарио и оппозиционные Кингу либералы во главе с Митчеллом Хепберном и партия Национальный союз под руководством Мориса Дюплесси в Квебеке.

В самой Консервативной партии далеко не все были согласны с реформами Беннетта. Раскол в стане консерваторов привел их к поражению на выборах в 1935. К власти вернулись либералы во главе с Макензи Кингом (1935–1948). Они передали законы Беннетта в Верховный суд, который отменил большую часть из них, как нарушающие права провинций. Либеральное правительство создало специальную комиссию по вопросу о взаимоотношениях между федерацией и провинциями, которая представила в 1940 доклад, рекомендовавший усилить роль федерального правительства в экономике страны, а также возложить на него ответственность за социальное обеспечение в национальных масштабах. Были приняты поправки к Акту о Британской Северной Америке, и федеральное правительство получило право на создание национальной системы страхования по безработице.

Накануне Второй мировой войны Кинг проводил изоляционистский курс, выступая против участия в усилиях по установлению коллективной безопасности в рамках Лиги Наций и Содружества, но отвергая требования франко-канадских националистов о провозглашении нейтралитета в случае войны в Европе. Лишь через неделю после объявления Великобританией войны Германии в сентябре 1939 специальная сессия канадского парламента приняла аналогичное решение. При этом правительство обещало, что всеобщая воинская повинность введена не будет. В октябре 1939 Национальный союз, выступавший против участия в войне, потерпел поражение на выборах в Квебеке и уступил власть в провинции либералам. В начале 1940 Кинг провел досрочные федеральные выборы. ЛП одержала убедительную победу.

Правительство Канады вновь ввело в действие Акт о мерах военного времени, ограничив политические и гражданские права. Ряд левых организаций (в том числе выступавшие против войны синдикалистские профсоюзы «Индустриальные рабочие мира», а также коммунисты) был запрещен. Власти установили контроль над военным производством, организацией выпуска военной продукции и мобилизацией материальных ресурсов. В военной промышленности работало более 1 млн. человек. От провинций к федеральному центру перешел сбор подоходного налога, налога на корпорации и наследство. Был введен государственный контроль над ценами и зарплатой. Создавались и государственные корпорации. Экономика Канады в годы Второй мировой войны быстро росла. Увеличилась ее зависимость от США. Укреплялись и военно-политические связи с южным соседом. В 1940 президент США и премьер-министр Канады подписали соглашение в Огденсберге о совместном планировании обороны Североамериканского континента. Имея 12-миллионное население, Канада мобилизовала в годы войны 1 млн. человек. Канадские войска участвовали в боевых действиях в Европе и Азии, их потери составили 42 тыс. человек. Неоднократно поднимался вопрос о введении всеобщей воинской повинности. Плебисцит, проведенный в апреле 1942, выявил, что эта мера поддерживается англо-канадским, но отвергается франко-канадским населением. В ноябре 1944 правительство приступило к принудительному набору солдат.

В военный период правительство провело ряд социальных реформ. В 1941 было введено государственное страхование по безработице, а в 1944 парламент принял Акт о семейном пособии, в соответствии с которым назначались выплаты родителям, имевшим на иждивении несовершеннолетних детей. К 1945 либералы осуществили такие мероприятия по социальному обеспечению, как больничное страхование, установление «справедливых» цен на продукцию сельского хозяйства, жилищное строительство и экономическое планирование.

Однако рост инфляции и стоимости жизни вызывал растущее недовольство населения, что выразилось в забастовках и результатах провинциальных выборов. В Онтарио, Манитобе, Саскачеване и Британской Колумбии увеличивалось влияние ФКС. В 1943 она стала главной оппозиционной партией в Онтарио, а на следующий год одержала победу в Саскачеване. В 1944 националист Дюплесси вернулся к власти в Квебеке и оставался во главе провинциального правительства до 1959. Тем не менее, в июне 1945 ЛП вновь выиграла федеральные выборы.

Канада после Второй мировой войны. Период послевоенной реконверсии, связанного с ней спада производства и занятости, был относительно коротким. Ориентация канадской экономики на удовлетворение спроса США на сырье и приток американского капитала способствовали вплоть до конца 1960-х ускоренному развитию послевоенного хозяйства Канады, прерывавшегося спадами 1948–1949, 1953–1954 и 1957–1961. В 1939–1967 ВНП вырос с 6 млрд. до 62 млрд. долл. В 1941–1968 население Канады выросло с 11,5 млн. человек до 20 млн. человек и более, 2 млн. из этого прироста приходились на иммигрантов, большинство из которых приезжало из европейских стран и селилось в городах. Бурно развивались добывающая промышленность, энергетика, транспорт, однако некоторые сельскохозяйственные районы переживали упадок. Закон о мерах военного времени был после Второй мировой войны отменен, но переговоры и конференции представителей федерального и провинциальных правительств выявили невозможность возвращения к прежнему распределению полномочий. Они закончились компромиссным соглашением о том, что федеральное правительство на 3 года сохраняло полномочия контроля и регулирования, а также концентрировало налоговые поступления в обмен на субсидии провинциям и помощь им в осуществлении социальных программ. Провинции сохранили полномочия увеличивать местные налоги, распоряжаться ресурсами и т.д.

Зафиксированные принципы экономической политики означали переход к кейнсианской (кейнсианство-теория государственного регулирования экономики) модели «государства благосостояния».

Власти страны ориентировались на партнерство с предпринимателями и профсоюзами. Тем не менее, во второй половине 1940-х годов число забастовок росло, особенно в Квебеке, где их активно подавляло провинциальное правительство Дюплесси.

Экономика Канады все больше интегрировалась с американской. США стали главным источником иностранных инвестиций и основным торговым партнером, на долю которого в конце 1950-х приходилось 70% канадского импорта, 60% экспорта и более 75% иностранных капиталовложений. Более половины предприятий обрабатывающей промышленности принадлежало или контролировалось корпорациями США; еще значительнее была доля США в горнодобывающей промышленности и разработке природных ресурсов. В 1947 был принят план министра финансов Канады Д.Эббота, предусматривавший переход страны от всестороннего развития обрабатывающей промышленности и торговли со всеми странами к расширению добычи сырья, необходимого США. Был отменен закон о государственной монополии на разведку и добычу урана; в этой области, равно как и в нефтедобыче, утвердились американские компании. В 1950 Канада заключила соглашение о принципах экономического сотрудничества с США.

Конфедерация 1950. Правительство либералов возглавлялось до 1948 Макензи Кингом, а в 1948–1957 Луи Сен-Лораном. Оно продолжило активную социальную политику (в частности, установило пенсии престарелым). В 1949 в состав Канады в качестве провинции вошел Ньюфаундленд. Укрепляя политическую и культурную независимость, власти страны в 1947 ввели Акт о канадском гражданстве. В 1949 парламент получил право вносить дополнения в конституцию. Верховный суд Канады стал высшей апелляционной инстанцией. На пост генерал-губернатора был впервые назначен канадец Винсент Мэсси (1952–1959). Для поддержки развития канадской культуры, науки и образования правительство учредило Канадский совет. Во внешнеполитических и военных вопросах Канада в основном опиралась на Западный блок. В 1949 она участвовала в создании НАТО.

Либералы выиграли парламентские выборы в 1953, но в последующие годы их авторитет стал падать. Широкие круги общественности были недовольны растущей экономической зависимостью от США. Возмущение вызвало решение правительства предоставить американской компании право на строительства газопровода из Альберты. Фермеров беспокоило хроническое перепроизводство в сельском хозяйстве и отсутствие действенной помощи со стороны правительства. Многие провинции находились под властью оппозиции – консерваторов, Партии социального кредита и ФКС (последняя вела в Саскачеване систему государственного медицинского страхования). В 1957 консерваторы (ПКП) одержали победу на выборах, призывая не допустить превращения Канады в «49-й штат США». Они обещали развивать экономику Севера, сократить экономическое неравенство между провинциями и усовершенствовать систему социального обеспечения. Лидер партии Джон Дифенбейкер возглавил правительство меньшинства, зависевшее от поддержки Партии социального кредита, занимавшей правые позиции. Досрочные выборы 1958 принесли правительству Дифенбейкера (1957–1963) абсолютное большинство голосов избирателей и мест в Палате общин. Они привели также к тяжелому поражению ФКС.

Однако выполнить свои обещания ему не удалось. Пытаясь добиться большей экономической независимости, правительство сумело найти новые рынки сбыта для канадской пшеницы, в основном в странах советского блока. Но обещание переключить 15% объема внешней торговли Канады с США на Великобританию оказалось неосуществимым. Во внешней политике также в целом сохранялась прежняя ориентация. В 1958 Канада заключила с США соглашение о создании Объединенного командования противовоздушной обороны Североамериканского континента (НОРАД); часть ВВС страны поступала под американское командование. Но канадское правительство, несмотря на давление из Вашингтона, так и не присоединилось ни к СЕАТО, ни к Организации американских государств (ОАГ) и отказалось прервать дипломатические и торговые отношения с Кубой Фиделя Кастро. На конференции стран Содружества в 1959 канадский премьер добился осуждения политики апартеида в Южной Африке.

Не вполне удачными оказались и другие направления политики консерваторов. Для широкомасштабного освоения Севера не хватало средств и людей. Правительство усилило канадское присутствие в ряде компаний, банков и в радиовещании, стимулировало развитие производства готовых изделий, но не смогло изменить общую тенденцию. Возрастание расходов федерального правительства на государственное предпринимательство, социальные нужды и т.д. не позволило Дифенбейкеру сдержать обещание защитить права провинций, и он продолжал практику «выравнивающих» федеральных дотаций и увеличения доли провинций в поступлениях от подоходного налога.

Экономические трудности, рост инфляции и девальвация канадского доллара (1962), увеличение безработицы подрывали популярность ПКП. Усиливалась оппозиция. В 1961 канадские профсоюзы (в 1956 объединились в Канадский рабочий конгресс) и ФКС слились с Новую демократическую партию (НДП) социал-демократического толка. На выборах 1962 консерваторы утратили абсолютное большинство в парламенте. На следующий год Палата общин выразила правительству Дифенбейкера вотум недоверия. Были назначены новые выборы. Премьер-министр сделал ставку на лозунг отказа Канады от собственного ядерного оружия, либералы, напротив, высказывались за ядерное вооружение. Завоевав в парламенте относительное большинство мест, ЛП вернулась к власти. Либеральное правительство меньшинства возглавил Лестер Пирсон (1963–1968). В 1964 в Канаде было размещено ядерное оружие.

Кабинет Пирсона, выигравший также выборы в 1965, предпочитал не предпринимать существенных изменений в политике. Среди достижений его правительства были принятие закона о государственном медицинском страховании и введение нового канадского флага. Столкнувшись с экономическими трудностями в конце 1960-х, оно повысило налоги с личного дохода, но сократило налог на корпорации. Бюджетный дефицит стал хроническим.

В области внешнеэкономических отношений вновь возросла ориентация на США, на долю которых приходилось теперь 80% капиталовложений из-за рубежа. Во внешней политике Канада следовала курсу на «тихую дипломатию», стремясь играть роль посредника в международных отношениях.

Деятельность правительства сковывалась и обострением квебекской проблемы. В 1960 к власти в провинции пришло новое, реформистски настроенное руководство либералов, оттеснивших Национальный союз.

Провинциальное правительство во главе с Жаном Лесажем начало осуществление т.н. «тихой революции» – программы реформ в области экономики, политики и образования с целью модернизации экономики и поддержки франкоканадской культуры. Оно расширило государственный сектор в хозяйстве и социальные функции государства, приступило к реформе образования и секуляризации просвещения.

В ответ на требования о представлении Квебеку большей автономии, федеральное правительство согласилось освободить Квебек от обязательного участия в некоторых федеральных программах социального обеспечения (например, в пенсионной программе). Вместо этого провинция получала средства, которые могла использовать сама. Однако «особый статус» Квебека вызвал раздражение англоязычных канадцев. В то же время, в Квебеке набирало силу сепаратистское движение, которое требовало полной независимости. В 1963 в англоязычных кварталах Монреаля было устроено несколько взрывов.

Созданная правительством Пирсона комиссия для изучения проблем двуязычия и сосуществования двух культур рекомендовала признать равенство французского и английского языков как официальных на федеральном уровне, а также в провинциях Квебек, Нью-Брансуик и Онтарио. Но это не могло удовлетворить стороны. В 1966 партия Лесажа потерпела поражение на выборах в Квебеке. К власти в провинции вернулся Национальный союз, а сторонники продолжения реформ, национализации в экономике и политической независимости Квебека образовали «Движение Суверенитет – Ассоциация» во главе с Рене Левеком.

В 1968 после отставки Пирсона правительство Канады возглавил новый лидер либералов Пьер Эллиот Трюдо, обещавший противостоять шовинистическому национализму и сохранить федеративное государство. На выборах в том же году ЛП впервые за долгие годы завоевала абсолютное большинство в Палате общин.

Правительство Трюдо (1968–1979) попыталось ослабить остроту квебекского вопроса. В 1969 был принят закон об официальных языках, который провозглашал равенство английского и французского во всех звеньях федерального государственного аппарата, применение двуязычия в районах, где число говорящих на втором языке превышает 10%, а также изучение французского языка чиновниками. Было создано также министерство регионального экономического развития, причем основная доля расходуемых им средств пошла на мероприятия в Квебеке. В 1970 либералы во главе с Робером Бурасса, убежденным сторонником канадского федерализма, пришли к власти в провинции Квебек.

Закон о двуязычии вызвал открытое недовольство властей западных провинций и не удовлетворил франко-канадских националистов. Радикальный Фронт освобождения Квебека организовал ряд покушений, включая похищение английского торгпреда Д.Кросса и убийство министра труда провинции П.Лапорта. Федеральное правительство ввело в действие закон о мерах военного времени, направило в Квебек войска и произвело сотни арестов. Чрезвычайное законодательство было отменено только в 1971.

Во внешней политике Трюдо наполовину сократил канадское участие в НАТО, отказался от ядерных вооружений и установил дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Стремясь ослабить экономическую зависимость от США, правительство создало в 1971 государственную «Корпорацию развития Канады», чтобы осуществлять финансовый контроль над важнейшими иностранными компаниями в стране и направлять капиталовложения в такие области, как разведка природных богатств. Для приобретения канадских предприятий иностранными фирмами требовалось согласие правительства, а правительственные службы обязаны были контролировать их финансовую документацию.

В условиях значительного роста инфляции и безработицы на рубеже 1960–1970-х кабинет Трюдо пытался добиться стабилизации цен и уговорить профсоюзы умерить требования о повышении зарплаты. Однако профсоюзы отказались сотрудничать с правительственной комиссией по ценам и доходам. Нарастала волна стачек. Социально-экономические трудности и нерешенность национальных проблем привели к тому, что на выборах 1972 ЛП вновь утратила абсолютное большинство в парламенте и зависела теперь от поддержки НДП. Новый кабинет провел ряд популярных мер, включая освобождение от уплаты налогов лиц с низкими доходами, повышение пенсий и пособий с учетом инфляции, введение контроля над ценами на некоторые продукты питания и бензин, организации общественных работ и т.д. Одновременно были предоставлены новые льготы бизнесу. Все это позволило либералам выиграть парламентские выборы в 1974.

В условиях экономического кризиса 1974–1975 правительство Трюдо ввело в 1975 контроль над ценами и доходами, который действовал до 1978. Если рост зарплаты удалось сдержать, то цены, инфляция и безработица продолжали расти, что вызвало широкое недовольство в стране. Попытка побудить профсоюзы сотрудничать в смешанных органах сотрудничества государства, предпринимателей и рабочих не удалась. Конфликт по поводу официального языка в Квебеке разгорелся с новой силой после появления закона, обязывавшего обучать французскому языку детей всех иммигрантов, кроме тех, родным языком которых является английский. На провинциальных выборах 1976 победила сепаратистская Квебекская партия, лидер которой Рене Левек пообещал провести референдум по вопросу об отделении Квебека от Канады (при сохранении «экономической ассоциации» между ними). Принятый ею закон о французском языке, обязывавший все крупные фирмы в Квебеке пользоваться французским языком, а всех переселенцев посылать своих детей во франкоязычные школы.

В 1979, когда инфляция увеличилась до 9%, а число безработных достигло 1 млн., либералы проиграли федеральные парламентские выборы. Относительное большинство в Палате досталось ПКП, и ее лидер Джо Кларк сформировал правительство меньшинства. Оно просуществовало всего несколько месяцев и пало, когда парламент отверг проект бюджета. После новых выборов в 1980 либералы во главе с Трюдо вернулись к власти (1980–1984). Они сделали упор на «канадизации» энергетики, пытаясь добиться самообеспечения страны нефтью и установить контроль канадского капитала над рядом крупнейших энергетических и других компаний страны. Правительство стремилось поддерживать цены на нефть внутри Канады на более низком уровне, чем на мировом рынке, но под давлением провинциального правительства Альберты вынуждено было повысить их до 75% мировых. В условиях экономического кризиса и депрессии начала 1980-х кабинет Трюдо пошел на дальнейшее ограничение роста заработной платы и сокращение расходов на социальные нужды. Эти меры не могли предотвратить рост инфляции (11% в год) и безработицы (13% в 1982) и вызвали многочисленные забастовки и протесты.

Одной из главных задач своего правительства Трюдо считал разрешение конституционного вопроса. После того, как на референдуме в Квебеке в 1980 ок. 2/3 участников высказалось против отделения от Канады, правительство предложило проект новой конституции страны взамен Акта о Британской Северной Америке 1867. Первоначальный проект был отвергнут всеми провинциями, за исключением Онтарио и Нью-Брансуика. Однако в 1981 все провинции, кроме Квебека, пришли к соглашению с федеральным правительством. По условиям соглашения, внесение любой поправки в конституцию должно получить одобрение не менее чем 7 провинций, население которых составляет не менее 59% населения страны; кроме того, провинция могла не применять поправку на своей территории при условии, что она берет на себя финансовые последствия такого отказа. Билль о правах включал гарантии для англоязычных жителей Квебека и франкоязычных жителей других провинций получать образование на своем родном языке. В таком виде проект был одобрен парламентом и ратифицирован Великобританией в 1982.

В 1984 под давлением экономических проблем Трюдо ушел в отставку, передав пост премьер-министра либералу Джону Тернеру. Но на досрочных выборах победила ПКП, завоевавшая 211 мест в Палате из 282. Новое канадское правительство возглавил лидер консерваторов Брайан Малруни (1984–1993).

Консервативный кабинет сделал упор на сокращение бюджетного дефицита и повышение конкурентоспособности канадских предприятий. Он отказался от вмешательства в деятельность частных фирм и провел приватизацию многих государственных предприятий и корпораций. Правительство отказалось от регулирования транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора. Социальные программы были значительно урезаны. Рост национального дохода в 1984–1988 составлял около 3% в год. Но в 1990–1993 страна вновь переживала спад производства.

Малруни стремился укрепить экономические и политические связи с США. Его кабинет отменил ряд ограничений на участие иностранного капитала в канадских корпорациях и использовании энергетических ресурсов и, одновременно, способствовал увеличению объема канадских инвестиций за границей. В 1988 он начал переговоры о заключении договора о свободной торговле с США. Оппозиция подвергла этот план резкой критике, но на парламентских выборах 1988 консерваторы смогли сохранить большинство в парламенте, и в 1989 соглашение было подписано. В декабре 1992 Малруни и президенты США и Мексики подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

В попытке найти компромисс с Квебеком, Малруни договорился с властями провинции о предоставлении ей статуса «отдельного сообщества» в составе Канады и особых прав. Однако соглашение не было ратифицировано всеми провинциями в предусмотренный срок (Ньюфаундленд отверг его, а Манитоба отложила обсуждение). В 1992 статус «отдельного сообщества» для Квебека был согласован на конференции глав правительств провинций и территорий и лидеров партий в Шарлоттауне и вынесен на референдум. Однако 54% участников проголосовало против. Соглашение так и не вступило в силу.

Введение с 1 января 1991 федерального налога на все товары и услуги вызвало широкое недовольство правительством Малруни. Он оставил руководство ПКП. Новым лидером партии была избрана Ким Кемпбелл, министр обороны в правительстве Малруни. 25 июня 1993 она стала преемником Малруни на посту премьер-министра. Но на всеобщих выборах 25 октября 1993 консерваторы потерпели поражение, получив всего 2 места в Палате общин. Либералы под руководством Жана Кретьена из Квебека, обещавшие создать рабочие места путем расширения общественных работ, а также добиться пересмотра договора о свободной торговле с США и Мексикой, одержали убедительную победу. На второе место вышел сепаратистский Квебекский блок, на третье – Партия реформ, образованная недовольными консерваторами провинции Альберта. 4 ноября 1993 Жан Кретьен занял пост премьер-министра страны (1993–2003).

Хотя либералы резко критиковали экономическую политику Малруни, они продолжили проведение жесткого курса в этой области, ссылаясь на необходимость сократить высокий государственный долг, снизить бюджетный дефицит и выплачивать проценты по долгам. Они пошли на сокращение государственных расходов, в первую очередь – на здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Поскольку большую часть этих расходов несли на себе провинциальные органы власти, то руководству страны было значительно проще сокращать федеральные ассигнования на эти нужды, предоставляя властям провинций возможность самим справляться с возникающими трудностями и недовольством на местах. Было сокращено число лиц, имеющих право на страховку по безработице, уменьшено число государственных служащих. Продолжалась политика содействия приватизации государственных предприятий. Правительство пошло на приватизацию компании «Канадские национальные железные дороги» (1995) и ряда местных аэропортов.

Вопреки обещаниям, либеральное правительство не стало пересматривать договор НАФТА, и он вступил в силу в 1994. Однако во второй половине 1990-х в отношениях с США возникло напряжение в связи с развитием канадско-кубинских отношений, введением американских санкций против канадских фирм, торгующих с Кубой, и разногласиями по вопросу о квотах на рыбную ловлю у берегов Аляски. «Рыбная война» завершилась в 1999 соглашением о квотах на лов рыбы.

В сентябре 1994 на парламентских выборах в Квебеке вновь победила сепаратистская Квебекская партия, и новый глава провинциального правительства Жак Паризо пообещал добиться отделения от Канады. 30 октября 1995 был организован второй референдум об отделении, и на сей раз за независимость высказались 49,4% участников. Незначительное большинство (в том числе, за счет национальных меньшинств) проголосовало против. Паризо подал в отставку и был заменен на посту главы правительства лидером Квебекского блока Люсьеном Бушаром. Стремясь воспользоваться результатами референдума, канадский парламент принял закон о предоставлении Квебеку права «отдельного сообщества», но этот жест остался во многом символическим. В сентябре 1997 главы правительств 9 из 10 провинций (всех, кроме Квебека) подписали призыв к сохранению единства Канады (Декларация Калгари). Подчеркнув равенство всех провинций, они вновь признали «своеобразие» Квебека, которое должно отразиться в конституционном компромиссе. В августе 1998 Верховный суд, по ходатайству федерального правительства, отверг право Квебека на одностороннее объявление независимости, выдвинув ряд критериев для проведения переговоров об отделении. В ноябре 1998 на провинциальных выборах либералы опередили сепаратистов по количеству поданных голосов, однако из-за особенностей избирательной системы Квебекская партия сохранила власть в провинции, и Бушар остался на посту главы правительства Квебека. Он отверг проект нового соглашения между центром и провинциями о расширении полномочий последних в области финансов, социальной политики и сферы образования, считая уступки федерального правительства недостаточными. В декабре 1999 премьер-министр Канады Кретьен заявил о готовности начать переговоры о предоставлении независимости Квебеку, при условии, что большинство населения провинции выскажется за это на референдуме и будут соблюдены критерии, сформулированные Верховным судом.

Канадские власти пошли на некоторые уступки коренному населению страны. В 1993 парламент утвердил выделение из Северо-западных территорий новой канадской территории Нунавут, населенной преимущественно инуитами. Решение вступило в силу в 1999. Территория получила права широкой автономии; был избран собственный парламент и сформировано правительство во главе с Полем Окаликом.

В 1996 было достигнуто соглашение о предоставлении индейцам нисгаа в Британской Колумбии прав на землю на границе с Аляской и на самоуправление (в обмен на отказ от 90% их первоначальных земельных притязаний). Соответствующий договор был подписан в августе 1998 и одобрен парламентом в 2000. Договоренность рассматривалась как основа для переговоров с 47 другими племенами провинции.

Апелляционный суд Ньюфаундленда в октябре 1997 удовлетворил жалобу инуитов Лабрадора о приостановке расширения добычи никеля в Войси-Бэй. В декабре 1997 Верховный суд в Оттаве рассмотрел жалобу индейцев делгамуукв и в принципе признал правомочность притязаний коренных жителей на земли, которые они населяли до прибытия европейцев. В январе 1998 федеральное правительство принесло официальное извинение коренным жителям за случаи несправедливости и дурного обращения; были выделены средства в специальный фонд для выплаты компенсаций. В сентябре 1999 Верховный суд подтвердил рыболовные привилегии индейцев микмак.

В качестве прогресса в межнациональных отношениях в Канаде рассматривается назначение генерал-губернатором страны Адриенны Кларксон, китаянки по происхождению (1999), и главой правительства Британской Колумбии – индийца Уджала Досанджха (2000).

2 июня 1997 в Канаде состоялись досрочные выборы в парламент. Основная предвыборная полемика свелась к вопросам обеспечения интересов регионов, эффективности экономики и сохранения единства страны. Либералы, чьим оплотом явилась провинция Онтарио, завоевали 155 из 301 места в нижней палате, роль главной оппозиционной партии с 60 местами досталась на сей раз консервативной Партии реформ, которая заняла преобладающие позиции в Британской Колумбии и Альберте. В Квебеке победил Квебекский блок (44 мест). Прироста голосов добились НДП (21 место) и ПКП (20 мест). Следующие выборы в ноябре 2000 вновь принесли победу либералам, завоевавшим 172 места; на второе место вышел Канадский альянс, образованный в 2000 в результате слияния Партии реформ и части ПКП (66 мест). Остальные партии (Квебекский блок, НДП и ПКП) потеряли часть мандатов. Правительство Кретьена оставалось у власти до 2003.

В декабре 2003 в Канаде произошла смена руководства: новым лидером либералов и премьер-министром стал Пол Мартин. Существенные изменения заметны и в лагере оппозиции. В результате объединения Канадского альянса и ПКП в 2004 воссоединилась Консервативная партия, которая намерена бросить вызов либералам на следующих выборах.

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 7425 человек!
© 2007-2024. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима