Азербайджан. Статьи

Культура Азербайджана

Культура Азербайджана уходит корнями в древние времена, что подтверждается петроглифами на камнях Гобустана, Гамигая в Нахчиване, на горе Далидаг в Кельбаджаре; древней керамикой эпохи неолита и бронзового века, орнаментами и утварью из бронзы, изделиями из золота и серебра, найденными в многочисленных захоронениях и поселениях.

Древние культы (анимизм, культ предков и т.д.) в Азербайджане были в процессе развития вытеснены религией зороастрийцев к середине 1 тысячелетия до н.э. Будучи одной из самых древних религий на планете, зороастризм исповедовал концепцию дуализма, которая управляет миром (добро и зло, Ахурамазда и Ахриман). Одной из главных духовных обязанностей поклонников зороастризма была концепция выбора. Новруз стал одним из самых главных праздников, который переводится как «новый день», приближающийся с победой добра над злом. По истечении веков Новруз потерял значение зороастрийского праздника, и сегодня является в Азербайджане праздником весны, который наступает в день весеннего равноденствия 21 марта. Этот праздник отмечается в течение нескольких недель.

В средневековье стали возникать города как главные культурные, политические, административные и торговые центры. Такими городами были Шамахы, Гянджа, Баку, Барда, Шеки, Тебриз, Нахчиван, Шабран, Ардебиль, Марага, Гябяля, Бейлаган и др. Средневековые авторы называли Азербайджан страной ста городов. К 5 в Кавказская Албания уже имела свой письменный алфавит. Албанский летописец Муса Каланкатуйский написал «Историю Агвана» в 7 в включающую поэму албанского поэта Давдака «На смерть Великого князя Джаваншира».

В конце 7 начале 8 вв, когда подавляющая часть городского населения приняла ислам, появилась новая культура, и албанская письменность была заменена арабской. По стране было открыто множество мусульманских образовательных институтов, мектеб или мадраса, где арабский язык изучался наряду с Кораном, математикой, медициной, астрономией, философией и другими науками. В течение этого периода и впоследствии в стране велись интенсивные строительные работы. Многие культовые здания (церкви, мечети), мосты, замки, крепости, ирригационные строения появились в течение 11-12 вв, обозначив период возрождения Азербайджана.

В эту эпоху жили поэты, мыслители, архитекторы, такие как философ Бахманьяр, историк Масуд Ибн Намдар, архитектор Абубакр Аджеми, поэтесса Мехсети Гянджяви и великий поэт и философ Низами Гянджяви, поэт и мыслитель Хагани и другие. В это самое время окончательно сформировался тюрко-огузский эпос «Китаб-и-Деде Коркуд»; широко распространенными развлечениями повсюду стали шахматы, нарды, игра в поло. Почти в каждом городе находились «зорханы», спортивные залы. Благодаря этому периоду, мы наслаждаемся такими замечательными архитектурными сооружениями, как бакинская Девичья Башня, мавзолеи Нахчывана, канега на реке Пирсаат и многие другие.

Интенсивное развитие культуры продолжалось и далее в 13-15 вв несмотря на войны и вторжения. На азербайджанском языке были созданы такие шедевры поэзии как «Диван», (собрание стихов) поэта Хасаноглу, «Киса и Юсуф» поэта Али. В Мараге была построена большая обсерватория по инициативе великого азербайджанского астронома, ученого и философа Насреддина Туси, которого считали наставником многие последующие астрономы мусульманского мира. Обсерватория была оборудована устройствами и приборами, прежде неизвестными науке, сконструированные самим Туси. В тот же самый период музыканты Сафиаддин Урмави и Абдулгадир Марагаи создали оригинальную и не имеющую себе равную музыкальную нотную систему.

Культура этой эпохи знаменательна своими выдающимися личностями, философами и поэтами такими как Имамаддин Насими, Бадр Ширвани, Абдуррашид Бакуви, Сеид Яхья Бакуви. Знаменитый историк Рашидаддин и другие жили в это время. Многие известные личности – поэты, математики, философы – развили высшие принципы суфийской философии, часто скрываемой любовной лирикой. Такие суфийские философы, как Насими и Бакуви, обогатили культуру универсальных ценностей.

В эпоху Сафавидов (16 в) искусство миниатюры и каллиграфии получили новый импульс. В этот период расцвела одна из самых известных школ миниатюры на востоке, Табризская школа и ее ярчайший представитель Султан Мухаммад (16 в). Поэма Мухаммада Физули (1494-1556) «Лейли и Меджнун» явила собой образ поэтической вершины. Также развивалось устное фольклорное творчество. Эпос «Кероглу» был очень популярным в регионе а личность этого легендарного народного героя была такой популярной, что существует несколько предполагаемых мест его легендарной крепости Чянлибель.

В Азербайджане в течение средневековья прикладные ремесла - глазурованная керамика, изделия из металла, цветное стекольное производство, искусство ковроткачества и текстиль – стремительно развивались. Эти произведения широко экспортировались, и их выдающийся образцы хранятся в настоящее время в ведущих музеях мира (Эрмитаж, Лувр, Топкапы, Музей Виктории и Альберта, Метрополитен Музейи др.).

Слава местных ремесленников способствовала тому, что их часто приглашали на работу в другие страны, а в течение войн они уводились насильно. К примеру, азербайджанские зодчие, медники, каллиграфы и архитекторы принимали участие в строительстве многих архитектурных шедевров Самарканда, Шахрисабза, Ирака и Индии.

После того, как Азербайджан стал частью российской империи, началась эпоха сильного европейского культурного влияния. Оно отразилось в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, образовании и т.д. В 19 в вышло в свет первое научное исследование истории Азербайджана «Гулистани Ирам», написанное А.А. Бакихановым. В то же самое время Мирза Фатали Ахундов (1812-1878), основатель азербайджанской драмы и современной азербайдажнской литературы, стал известен благодаря своим реалистическим новеллам и драмам. В 1874 г вышла первая газета на азербайджанском языке, «Экинчи» издателем газеты был известный педагог и просветитель Гасан бей Зардаби.

В марте 1873 г состоялась премьера первого театрального представления на азербайджанском языке, а в 1866 г открылась первая грамматическая школа. Позднее в 1864 г в Баку была открыта первая женская грамматическая школа. В 19 – начале 20 вв уже издавалась целая серия газет и журналов на азербайджанском языке: Хуммет, Такамюл, а также на русском – Бакинский Рабочий, Каспий. Сатирический журнал Молла Насреддин, издаваемый писателем Д. Мамедкулизаде, пользовался большим успехом. Не только в Азербайджане, но и на всем мусульманском Востоке многие выдающиеся деятели культуры сотрудничали с этим журналом, среди которых известный художник-карикатурист Азим Азимзаде, поэт-сатирик М.А. Сабир, поэт Алигулу Гамкюсар и др.

Премьера первой национальной оперы «Лейли и Меджнун» композитора У. Гаджибекова прошла 12 января 1908 г. 25 октября 1913 г состоялась премьера национальной комедии «Аршин мал алан». Выдающимися мастерами национальной театральной сцены того периода были Гусейн Араблинский, Гусейнгулу Сарабский, Мирза Ага Алиев и Сидги Рухулла. В тот же период была заложена основа современного изобразительного искусства Азербайджана. У его истоков стояли художники Бахруз Кангарли и Азим Азимзаде. Архитекторы Плошко, Скибинский, Гославский, Ахмедбей Зивербеков построили такие выдающиеся объекты как нынешний Кукольный театр, здание Бакинской мэрии, Музей истории, Музей искусств, Национальную академию наук, Театр оперы и балета, мечеть Джума в Шамахе и др.

С началом советского периода в Азербайджане появилось новое направление в архитектуре конструктивизм, которое нашло отражение в архитектуре Баку (Щусев и братья Веснины), на примере здания нынешнего банка Standart и других зданий города. Национальная архитектурная школа развивалась под творческим влиянием Усейнова, Дадашева, Касимзаде, Исмайлова и Шульгина.

Поэты, писатели и драматурги того времени Гусейн Джавид, Микаил Мушвиг, Аббас Саххат, Юсиф Чаманзаминли, Мамедсеид Ордубади, Джафар Джаббарлы и другие обогатили национальную литературу Азербайджана. Композиторы Кара Караев, Ниязи, Фикрет Амиров и Ариф Меликов оказали огромное влияние на развитие современной национальной музыкальной культуры. Такие композиторы и джазовые музыканты как Вагиф Мустафазаде, Азиза Мустафазаде, Рафик Бабаев и другие начали использовать в своей музыке традиционные мотивы.

Наиболее известными художниками и скульпторами нового периода стали Микаил Абдуллаев, Саттар Бахлулзаде, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Алекпер Рзакулиев, Фуад Абдурахманов, Токай Мамедов, Омар Эльдаров. Они являются лишь частью очень интересной национальной художественной школы. Известными современными кинорежиссерами являются Гасан Сеидбейли, Расим Оджагов, Ариф Бабаев, Аждар Ибрагимов и другие. Список прославленных писателей включает имена Максуда и Рустама Ибрагимбековых, Натига Расулзаде, Эльчина, Чингиза Абдуллаева и других.

Музыка

Азербайджан дал миру великого теоретика музыки, Сафиатдина Урмави, создавшего новую нотную систему в 13 веке. С именами великих азербайджанских ученых и музыкантов Сафиаддина Урмави и его последователя Абдулгадира Мараги связан расцвет музыкально-теоретической мысли в XIII-XV веках на Ближнем и Среднем Востоке. Мараги был высокоодаренным и разносторонне образованным музыкантом, певцом, исполнителем на многих музыкальных инструментах. Автор музыкальных сочинений, обладатель аналитического ума, Мараги создал труды, оказавшие большое влияние на развитие музыкально-теоретической мысли. Английский ученый-востоковед Генри Д.Фармер назвал Мараги "последним классиком" средневековой науки о музыке. Исфизари (XV в.) утверждает, что Мараги обладал тремя талантами - музыканта, художника-каллиграфа и поэта. В " Фирмане" (указе) Тимура (1397 г.) Мараги назван "падишахом всех знатоков музыки".

Ранний этап (конец XIX - начало XX века) становления азербайджанской оперы и симфонической музыки связан прежде всего с широкой - поистине подвижнической - музыкальной, творческой и общественной деятельностью Узеира Гаджибекова, основоположника современной профессиональной музыки Азербайджана. Узеир Гаджибеков v создатель первой оперы на Востоке ("Лейли и Меджнун", 1908). Соратниками выдающегося композитора стали М.Магомаев, З.Гаджибеков. Азербайджанские оперы и музыкальные комедии возникли из глубин национального музыкального искусства устной традиции и непосредственно срослись с ним. Основу музыкального материала первых азербайджанских опер составили мугамы. Мугам v музыкальный феномен не только национальной, но и мировой музыкальной культуры. Среди 90 минут музыки, посланной на американском спутнике "Вояджер" в 1977 году иным цивилизациям, 2 минуты 20 секунд занимает мугам.

В середине 20 века в Азербайджане блистала самобытная композиторская школа (К.Караев, Ф.Амиров, Дж.Гаджиев, С.Гаджибеков, Ниязи, С.Рустамов, Т.Кулиев, А.Меликов, Дж.Джангиров, Р.Гаджиев), прославившая Азербайджан далеко за его пределами. В золотой фонд исполнительского мастерства вписаны имена Бюль-Бюля, Рашида Бейбутова, Вагифа Мустафазаде. Их традиции продолжили композиторы и исполнители Ш.Алекперова, П.Бюль-Бюль оглы, М.Магомаев, Р.Мустафаев, Т.Гаджиев, Э.Сабит-оглы, Н.Мамедов, О.Кязимов, Р.Миришли и другие.

Живопись

Современное искусство Азербайджана пришло на смену богатому и самобытному художественному наследию тысячелетий. Традиции изобразительного искусства Азербайджана восходят к далеким временам. Одна из наиболее богатых коллекций наскальных рисунков в мире — Гобустан — наиболее древний памятник изобразительного искусства. Более 4.000 рисунков Гобустана воссоздают сцены охоты, жатвы, ритуальных танцев. Самые древние из рисунков датируются VIII-VII тысячелетием до нашей эры. Кроме Гобустана, в Азербайджане также обнаружены древние наскальные рисунки на горе Гемигая, за которую, по преданию, зацепился ковчегом Ной во время всемирного потопа, а также в Кельбаджарском районе. О богатых художественных традициях азербайджанских мастеров говорят прекрасные образцы ремесла древности, античная глиптика и торевтика Кавказской Албании, средневековая керамика Байлакана и Гянджи. Об этом напоминают средневековые мавзолеи Нахичевани и Ширвана с их ажурной резьбой и красочными изразцами, изящные ткани Шеки и Шемахи, затейливые узоры казахских, карабахских и кубинских ковров, полные экспрессии и декоративной выразительности средневековые тебризские миниатюры, тонкая каллиграфическая вязь рукописей.

Миниатюрная средневековая живопись (книжная иллюстрация) азербайджанского народа входит в сокровищницу мировой культуры. Выдающееся художественное явление мировой культуры — тебризская школа XVI века. В Тебризе, рядом с местными художниками, плеядой разносторонне одаренных мастеров, возглавляемых Султаном Мухаммедом, работали его сын Мирза Али, а также Бехзад, Шейх-заде Хорасани, Ага Мирек Исфагани, знаменитые каллиграфы Шахмахмуд Нишапури, Дуст Мухаммед и другие. В Султанийе работал Мир Муссевир с сыном Мир Сеидом Али. Среди всех рукописей "Шахнаме" и "Хамсе", выполненных художниками ширазской, гератской, бухарской, казвинской, исфаганской школ XIV-XVII века, общепризнанными шедеврами считаются рукопись "Шахнаме" 1527-1537 года и знаменитый лондонский экземпляр "Хамсе" Низами 1539-1543 года, созданные Султаном Мухаммедом и художниками его школы. Примечательна "Золотая цепь" Джами, в изготовлении которой принимали участие ардебильские мастера. Миниатюры того времени окунают нас в поэтику окружающего мира, поражая теплыми и интенсивными красками, идеализированными фигурами людей, красотой живой природы. С последней четверти XVI века появляются миниатюры на отдельных листах, рисунки животных, птиц, цветов, портретные работы.

Многолетние ирано-турецкие войны XVII века и междоусобные войны азербайджанских ханств в XVIII веке тяжело отразились на культуре. Однако, несмотря на сокращение строительства, возникают новые типы жилых зданий, резные и наборные деревянные украшения, декоративная роспись фасадов и интерьеров домов. Восхищают росписи дворца Шекинских ханов и дома Шекихановых в Нухе (Шеки), дома Мехмандарова в Шуше и многие другие. Монументальные стенные росписи Шекинского ханского дворца воплотили неисчерпаемое богатство фантазии, тонкость эстетического вкуса народа, его представления о прекрасном. За период с XVII по XIX века азербайджанские мастера продолжают создавать миниатюры. В экспозиции Азербайджанского Государственного музея искусств имени Р. Мустафаева в городе Баку демонстрируется азербайджанская станковая и книжная миниатюра XVII-XIX века, лаковая миниатюра XVIII-XIX века. В XIX веке в изобразительном искусстве Азербайджана — под влиянием Европы — появляются реалистические веяния. В произведениях живописи и книжной графики XIX века миниатюры нередко сочетаются с реалистической трактовкой образа. Это особенно ярко сказалось в творчестве художников XIX века — портретиста Мирза Кадыма Иревани (1825-1875), поэта и музыканта Мир Мовсум Навваба (он иллюстрировал свои сочинения красочными рисунками, портретами), Аббаса Хусейни, талантливой поэтессы и художницы Натаван, также украшавшей свои стихи лирическими изобразительными мотивами. В их произведениях, выполненных в духе миниатюры, преобладают черты европейской живописи, перспектива, светотень.

Далее реалистические формы изображения с влиянием миниатюры нашли развитие в творчестве азербайджанских художников начала XX века — тонкого, проникновенного живописца-лирика Бехруза Кенгерли, мастера сатирической графики Азима Азимзаде. Художник Алибек Гусейнзаде создал в начале XX века жанровые картины ("Азербайджанская семья"), пейзажи ("Мечеть в Биби-Эйбате"), портреты ("Портрет Шейх-уль-ислама") масляными красками. Особенно плодотворным было творчество живописца из Нахчывана Бехруза Кенгерли (1892-1922). За свою недолгую жизнь, благодаря необыкновенно плодотворному трудолюбию, Кенгерли сумел создать сотни пейзажей и портретов. В совершенстве владея техникой как акварельной, так и масляной живописи, Кенгерли с любовью изображал в пейзажах горы, равнины, памятники архитектуры Нахчывана. Портретная галерея Кенгерли представляет исключительную художественную ценность. Созданные Азимом Азимзаде серии акварелей и рисунков на исторические, бытовые темы, иллюстрации, театральные эскизы говорят о многих гранях творчества родоначальника азербайджанской графики. Ценным вкладом в развитие книжной графики явились иллюстрации художника к произведениям поэта-сатирика Сабира ("Хоп-хопнамэ" и другие). Прекрасны известнейшие работы Азимзаде: "Свадьба у бедных", "Свадьба у богатых", "Бой собак" и другие.

В области книжной и станковой графики активно работали также Э. Гаджиев, Г. Халыков, И. Ахундов, А. Рзакулиев, Г. Мустафаев. В 30-50-е годы ХХ века азербайджанские живописцы создают полотна на темы истории и современности, труда и быта. И если поначалу полотна художников С. Саламзаде, Г. Халыкова, А. Рзакулиева нередко близки традициям миниатюры, то полотна С. Шарифзаде, Т. Тагиева, Г. Ахвердиева, К. Кязимзаде, М. Рахманзаде реалистичны. В период второй Мировой войны азербайджанская живопись отмечена пафосом героизма и воинской доблести. Обращаясь к батальным и жанровым сюжетам, связанным со славным историческим прошлым и героической современностью, художники М. Абдуллаев, Б. Мирзазаде, С. Бахлулзаде, Б. Алиев и другие в своих картинах прославляли образы легендарных героев азербайджанского народа Джеваншира, Бабека, Кер-оглы, а также воинов-борцов с фашизмом. Психологические портреты людей труда Э. Мамедова, деятелей культуры, женщин и детей В. Самедовой, пейзажи М. Абдуллаева и С. Бахлулзаде говорят о значительно возросшем мастерстве азербайджанских живописцев.

В 60-70-е годы ХХ века в полную силу таланта и мастерства раскрываются творческие индивидуальности художников среднего и молодого поколений, проникнутых философским осмыслением действительности, анализом душевного мира, интеллекта, чувств и переживаний современников. Ярким представителем героико-драматической линии в азербайджанской живописи той поры является талантливый мастер кисти Т. Салахов ("Женщины Апшерона", " Портрет нефтяника", "Новое море", "Портрет композитора Кара Караева", портреты Кер-оглы и Р. Рза и другие). Романтика его полотен проникнута пульсом времени, поэзией созидания. Поэтическая обобщенность, внутренняя взволнованность и психологизм образов присущи М. Абдуллаеву ("Индийская серия", "На полях Азербайджана", "Девушки-рисоводы", портреты С.Вургуна, Насими и другие). Лирически напевны, воздушны по краскам пейзажи С. Бахлулзаде, отражающие солнечный Апшерон, знойную Мугань, горы и равнины, леса и поля Азербайджана. Колористической экспрессией и энергичным ритмом насыщена живопись Т. Нариманбекова, выдержанная в романтическом аспекте ("Радость", "Песня", "Плодородие", "Плоды граната", "Старая чинара", "Девичья башня" и другие).

Лиричны, эмоциональны по настроению картины Н. Абдурахманова, изображающего сельских жителей в окружении живописной природы. В 60-70 годы ХХ века проявили себя талантливые художники: А. Абдулхалык, Б. Афганлы, Г. Ахвердиев, И. Ахундов, Р. Бабаев, А. Вердиев, В. Видади, А. Гаджиев, Ю. Гусейнов, А. Джафаров, Н. Зейналов, Э. Шахтахтинская, Н. Касумов, К. Сейфуллаев, Л. Фейзуллаев, Х. Сафарова, Э. Рзакулиев, О. и Т. Садыхзаде, Н. Исмайлов, К. Ханларов, Т. Шихалиев.

Успешно работали в области оформления книги и эстампа азербайджанские графики, порадовав хорошим владением спецификой офорта, монотипии, линогравюры, станкового рисунка и акварели. Запомнились работы Р. Мехтиева, Н. Бабаева, Н. Ахундова, Д. Муфидзаде, Б. Гаджиевой и других.

Экспозиция современного азербайджанского искусства располагается в залах Азербайджанского Государственного музея искусств и представляет живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство Азербайджана 30-90 годов. Богатая коллекция Азербайджанского Государственного музея искусств имени Р. Мустафаева позволяет по-новому увидеть художественные памятники прошлого и раскрыть особенности современного искусства.

Современная живопись и графика азербайджанских художников представлена в частных коллекциях во многих странах мира. Вновь радуют нас произведения А. и В. Шамсиевых., И. Мамедова, З. Алиевой, Д. Керимова, О. и В. Агабабаевых, У. и Е. Ахвердиевых, Э. и М. Бабаевых, Р. и С. Вердиевых, Р. Керимова, Э. и Д. Гашимовых, Н. и А. Ибрагимовых, Мехтиева, Маратлы, А. и С. Самедовых, Фарзалиева, и многих других художников земли азербайджанской.

Ковры

Азербайджан - один из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до н.э. Ныне Азербайджан известен по всему миру как безворсовыми ковровыми изделиями (палас, килим, сумах, зили, шадде и верни), так и 600 видами ворсовых ковров, изготовленных мастерами Кубы и Ширвана, Гянджи и Казаха, Баку и Карабаха, Шуши и Джебраила, Тебриза и Ардебиля

Керамика

Керамика Азербайджана насчитывает несколько тысячелетий. К эпохе бронзы относится богатая коллекция керамической посуды Музея истории Азербайджана. Здесь собраны сапожковидные сосуды, кувшины различной формы, посуда, инкрустированная белой пастой. Уникален по своей росписи красноглиняный сосуд, найденный недалеко от селения Шахтахты (Нахчыван). Великолепно изготовленная и декорированная посуда, а также ювелирные украшения из металла, камня, кости говорят о расцвете в эпоху бронзы ремесел, о высоких художественных вкусах древних мастеров. Заслуживает внимания богатая люстровая и поливная керамика, обнаруженная при раскопках средневековых городов Азербайджана: Байлакана, Баку, Барды, Гянджи, Шемахи. Многие изделия выполнены с виртуозным мастерством, тонким изяществом и являются подлинными жемчужинами прикладного искусства Азербайджана.

Архитектура

Азербайджан является сокровищницей памятников архитектуры. На территории Азербайджана сохранились руины античных и средневековых городов. Столицы, центры ремесла и культуры государств v Нахчыван, Кабала (Габала), Барда (Партав), Гянджа, Шабран, Орен Кала (Бейлаган), Шемаха, Халхал и другие издревле привлекали завоевателей. Сохранились остатки многочисленных оборонительных сооружений - крепости и башни - Чирахкала, Дидван и другие, воздвигнутые в начале нашей эры и позже для защиты от нашествий кочевых племен и иноземных поработителей. Особый интерес представляет комплекс оборонительных сооружений на Апшероне. Башни Апшерона: в Мардакянах, Нардаране, Бильгях, Рамана, Маштага и другие. Символ Баку - Девичья башня (непокоренная) - восьмиярусное монументальное сооружение XII века высотой 28 метров и толщиной стен у основания 5 метров. В Азербайджане сохранились великолепные памятники зодчества Албании Кавказской - храмовые комплексы в с.Лекит, Кум Кахского района, в селениях Киш и Орта Зейзит Шекинского района. В Азербайджане много культовых сооружений - это храмы, монастыри и церкви, построенные в разные периоды истории. С XII века происходит укрепление государственности и развитие городов, где формируются архитектурные школы. Основатель Нахичеванской школы - прославленный на всем Востоке зодчий Аджеми сын Абубекра Нахичевани. Архитектурный шедевр - десятигранный мавзолей Момине-Хатун, общая высота которого достигала 34 м. Мавзолей мастерски декорирован сложным геометрическим орнаментом и письменами из керамики.

Помимо Нахичеванской школы сформировались Ширвано-Апшеронская, Арранская и др. Архитектура Ширвана отличается умелым использованием возможностей известняка как в конструкциях, так и в декоре.

Мощные башни, замки, дворцы и другие сооружения XII-XV в. входят в золотой фонд памятников архитектуры Ширвана. Жемчужина дворцовых сооружений Азербайджана - ансамбль дворца Ширваншахов в г. Баку (середина XV в). В настоящее время он является государственным заповедником-музеем. Памятники архитектуры - мемориальные сооружения: мавзолеи с.Джуга (XIII в.), Карабаглар (XIV в.) в Нахичевани, в г.Барда, с.Кенгерли и Хачин-Дорбатлы (XIV в.) Агдамского района, Дири-Баба (XV в.) в Маразе Шемахинского района.

В период феодальной раздробленности были построены ханские дворцы и цитадели. Шедевр этого периода - дворец Шекинских ханов (XVIII в.). Главный фасад дворца украшен прекрасным витражом и деревянным шебеке. Интерьер дворца богато расписан рисунками, изображающими растительность, животных и птиц, геометрические орнаменты, батальные сцены и сцены охоты.

Азербайджан - пересечение важных торговых путей. На дорогах и в городах было построено множество караван-сараев - постоялых дворов (Баку, Апшерон, Нахчыван, Карабах, Гянджа, Шеки, Физули, Шемаха и др.)

Важное место среди памятников зодчества Азербайджана занимают мосты. Долговечность сохранившихся мостов (XI-XIII в.) говорят о высоком мастерстве азербайджанских зодчих.

Музеи и галереи

Культурное наследие Азербайджана представлено в 150 музеях и галереях республики. Среди них выделяются Музей Истории Азербайджана, государственный музей-заповедник "Дворец Ширваншахов", Музей искусств, Музей ковра и декоративно-прикладного искусства, Музей Литературы Азербайджана. Книжная мудрость представлена 4650 публичными библиотеками. В республике функционируют сотни Дворцов культуры и клубов, 25 государственных театров, Филармония, Музыкальная Академия, Институт искусств и многие другие учебные заведения в области культуры.

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 1866 человек!
© 2007-2017. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима