Азербайджан. Статьи

Узеир Гаджибеков

Узеир Гаджибеков - великий композитор, классик азербайджанской музыкальной культуры, творчество которого сыграло основополагающую роль в истории национального музыкального искусства. С именем У.Гаджибекова связано становление и развитие в Азербайджане профессионального музыкального творчества, возникновение и эволюция многих жанров, создание ряда профессиональных коллективов. У.Гаджибеков был первым, кто начав композиторскую и общественную деятельность в тяжелых условиях жизни, создал на всем Ближнем Востоке национальный музыкальный театр. Активным участником строительства азербайджанской культуры становится У.Гаджибеков. Позже он создает лучшие свои произведения, открывающие новые страницы в национальном искусстве.

Автор первых опер, музыкальных комедий, массовых песен, газелл, кантатно-ораториальной музыки, произведений для оркестра народных инструментов, а также первой азербайджанской классической оперы-шедевра азербайджанского музыкального искусства - "Кёр-оглы", - У.Гаджибеков сыграл выдающуюся роль в развитии национальной культуры и как общественный деятель, драматург, ученый, фольклорист, педагог. Во все сферы своей многогранной деятельности У. Гаджибеков вкладывает огромнейший талант художника, просветителя. Велики его заслуги в становлении и развитии музыкального образования, музыкальной науки, просвещения широких масс.

У. Гаджибеков совершил перелом в развитии азербайджанской музыкальной культуры, выступив в своем творчестве как смелый новатор. Усвоив и продолжив традиции мировой и русской классики, органично соединив их с особенностями народно-национального искусства, У.Гаджибеков сумел создать на этой основе новый в азербайджанском искусстве профессиональный язык, заложив тем самым фундамент национального музыкального стиля. В силу этого само содержание народной музыки, не потеряв почвенности и интонационной самобытности, приобрело в произведениях У.Гаджибекова новые качества.

Самые различные традиционные формы - схемы, характерные для европейской музыки, обогащаются у У.Гаджибекова приемами развития, специфичными для жанров народной музыки. Таким образом, У.Гаджибеков впервые показал, как народная музыка с ее потенциальными возможностями может отливаться в развернутые крупномасштабные композиции общеевропейского плана с ярко индивидуальными самобытными чертами. Со смелостью художника-новатора композитор органично связывает национальное интонационно-ладовое мышление с гармонической функциональной системой.Реалистически художественно обобщив в своем искусстве завоеванное, У.Гаджибеков пришел в зрелом творчестве к небывалым вершинам мастерства. Глубоко почвенная, национальная к общезначимая музыка У.Гаджибекова, соединяющая в себе содержательность с непосредственностью высказывания, обращена как к профессионалам, так и к широким кругам слушателей. У.Гаджибеков - один из тех великих художников, которые сочетают в себе высокий талант с активно выраженной общественной деятельностью, гражданственностью и патриотизмом. Вся его жизнь - это жизнь борца за прогресс. Светлым жизнеутверждающим мировосприятием, любовью к людям отмечена музыка гениального художника Узеира Гаджибекова, творческие традиции которого продолжены в произведениях азербайджанских композиторов последующих поколений.

Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди в семье сельского писаря Абдуллы Гусейн Гаджибекова. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в город Шушу, где и прошло все детство композитора.

Шуша издавна славилась в Азербайджане как родина поэзии, музыки и певцов, как город со своими музыкально-творческими традициями. В Шуше жили и творили великие поэты XVIII века Вагиф, Видади, поэтесса XIX века Натаван, писатели-демократы А.Ахвердов, Н.Везиров и др.Неудивительно, что именно в Шуше в XIX и XX веках появлялось много любительских музыкальных и театральных кружков. Многие талантливые певцы, таристы, кеманчисты родом из Шуши. В Шуше часто создавались песни, которые очень скоро становились популярными по всему Азербайджану.

Неудивительно, что именно в Шуше был поставлен первый в Азербайджане любительский музыкальный спектакль под руководством писателя А.Ахвердова (1897-1898 гг.), - своеобразное театральное воплощение финала поэмы Физули "Лейли и Меджнун", названное "Меджнун на могиле Лейли". В этом небольшом любительском спектакле, где партию Меджнуна пел певец - ханенде Джаббар Карягды, в хоре участвовал тринадцатилетний Узеир Гаджибеков. Как вспоминал впоследствии У.Гаджибеков, тогда и появилась у него впервые мысль создать музыкально-сценическое произведение.

Музыкально одаренной была и семья Гаджибековых. Это частично объяснялось влиянием матери композитора Ширин-ханум Аливердибековой. Так, например, одним из первых композиторов Азербайджана стал впоследствии и старший брат Узеира - Зульфугар Гаджибеков. С раннего детства Узеир узнал и полюбил народную музыку. К двенадцати годам он прекрасно пел мугамы, играл на таре. Начальное образование У.Гаджибеков получил в Шушинской двухгодичной школе.В 1899 году Узеир едет в Грузию и поступает в Горийскую семинарию. Горийская семинария в то время играла большую роль в деле народного образования в Закавказье. Здесь учились многие будущие деятели культуры Азербайджана - писатели, актеры, музыканты. Так, например, в Горийской семинарии учился писатель и выдающийся общественный деятель Нариман Нариманов, драматург Сулейман Сани Ахундов, композитор Муслим Магомаев, актер-певец Мамед Ханафы Терегулов и другие. Горийская семинария готовила педагогов для общеобразовательных школ.

Она давала им и начальное музыкальное образование. Музыкальным занятиям учащихся уделяли здесь большое внимание. Каждый семинарист посещал уроки пения, учился играть на каком-нибудь инструменте. Обязательным было участие в оркестре и хоре. У.Гаджибеков обучается игре на скрипке, на баритоне, приобретает знания по элементарной теории, сольфеджио. Всегда с большим интересом участвует он в семинарских хорах, оркестре. В семинарии У.Гаджибеков впервые делает записи народных песен, обрабатывает их для хора. В годы обучения в Гори он знакомится с произведениями классиков - Моцарта, Глинки, Чайковского, Бизе, Верди, оставившими глубокое впечатление в душе будущего композитора - оказавшими на него огромное влияние. Во время каникул он часто ездит в Тифлис, где посещает концерты симфонического оркестра и особенно оперные спектакли. Тифлисский оперный театр тех лет отличается высокой исполнительской культурой и обширным репертуаром, что несомненно, оказало большое влияние на У.Гаджибекова, усилив его тягу к музыкально-сценическим жанрам.

Окончив в 1904 году семинарию, У. Гаджибеков год работает в Гадруте и затем начинает свою педагогическую деятельность в школах для детей рабочих в промысловых районах города Баку. Много сил и энергии отдает он обучению детей в нефтяном поселке Биби-Эйбате. Для детей, обучающихся на азербайджанском языке, будущий композитор составляет первый учебник по арифметике, переводит на азербайджанский язык повесть Гоголя "Шинель", организовывает музыкальные кружки.В эти годы начинает У.Гаджибеков и свою просветительско-публицистическую деятельность. Он пишет статьи и фельетоны в газеты, в журнал "Молла Насреддин", подписанные зачастую "Некто" (Филанкес). Небольшие по объему статьи и фельетоны У.Гаджибекова направлены против жестокой эксплуатации трудящихся, они высмеивают уродливые устои патриархально-феодального быта, темноту, косвенность. Горячее сочувствие вызывают в Гаджибекове: стачка бакинских рабочих в 1904 году, революционные события 1905 года. В статьях и фельетонах он смело высказывал свои мысли и взгляды.

25 (12) января 1908 года на сцепе Бакинского драматического театра была поставлена первая опера У.Гаджибекова "Лейли и Меджнун", знаменующая собой рождение азербайджанской национальной оперы. Она была и первой на всем Востоке. В основу сюжета оперы, повествующей о трагической любви Лейли и Меджнуна, была положена поэма великого поэта М.Физули, с которой У.Гаджибеков познакомился задолго до написания оперы.Композитор писал впоследствии: "Работу над оперой я начал в 1907 году, хотя идея о ней зародилась значительно раньше, примерно в 1897-1898 годах, когда мальчиком я впервые увидел в родном городе Шуше на любительском спектакле сцену "Меджнун на могиле Лейли". Картина эта так глубоко взволновала меня, что через несколько лет, приехав в Баку, я решил написать нечто вроде оперы".Композитор обратился к подлинному тексту поэмы Физули. Для изложения в музыкальной форме романтически лирического содержания поэмы У.Гаджибеков обращается к классическим образцам народного творчества - мугамам, которые заменяют основные музыкальные формы (вместо традиционных арий, ариозо), раскрывающие образы героев.Музыка оперы представляет собой чередование мугамов с несложными оперными формами. У.Гаджибеков писал о своей работе над "Лейли и Меджнун": "В качестве музыкального материала я предполагал использовать классические образцы народного творчества-мугамы. Задачей моей было лишь подобрать к словам Физули эту разнообразную, богатую по форме и содержанию музыку и разработать драматическую канву действия..."Таким образом, У.Гаджибеков сам определяет стиль "Лейли и Меджнун" как оперы мугамно-импровизационной. Кроме мугамов, в опере были использованы и песенно-танцевальные образцы народного творчества. Одновременно были и эпизоды, полностью сочиненные самим композитором. Партитуры с выписанными партиями солистов и оркестра опера не имела - её заменяли отдельные нотные записи и большое число заметок автора, его указаний о мугамах, ладах, темпе, динамических оттенках и т.д.Этот рабочий сценарий назывался "дирекцией". По нотам играли лишь скрипачи, флейтисты и кларнетисты. Господствовало в опере одноголосие, хотя в ней были и традиционные оперные формы - хоры, небольшие танцевальные номера, дуэты, массовые сцены. Но все они отличались весьма простым и несложным гармоническим языком. Эти номера очень естественно, органично переплетаются с мугамными импровизациями, заменяющими арии героев.

Вслед за "Лейли и Меджнун" композитор написал и ряд других опер - "Шейх Санан" (1909 г.), "Рустам и Зохраб" (1910 г.), "Шах Аббас и Хуршуд Бану" (1911 г.), "Асли и Керем" (1912 г.), "Гарун и Лейла" (не поставлена на сцене). Во всех этих операх У.Гаджибекова прославляются любовь, верность, труд, добро, справедливость, мужество. В эти же годы У.Гаджибеков пишет свои музыкальные комедии: в 1909 году - комедию "Муж и жена", в 1910 году - "Не та, так эта". В музыкальных комедиях композитор осуждает уродливые стороны жизни, высмеивает фанатизм, мракобесие, борется за раскрепощение женщины.Решив в 1911 году продолжить свое музыкальное образование, У.Гаджибеков едет в Москву и поступает на частные музыкальные курсы, но вскоре прерывает учебу. В 1913 году он едет в Петербург и поступает в консерваторию. В период обучения в Петербурге он написал свою лучшую музыкальную комедию "Аршин мал алан"("Рецепт удачной женитьбы"). Либретто "Аршин мал алан", как и предыдущих музыкальных комедий, было написано самим композитором. Комедия "Аршин мал алан" впервые была поставлена в г.Баку в октябре 1913 года.

У.Гаджибеков много сил и внимания отдавал музыкальному образованию нового поколения. Он организовал первую музыкальную школу для учащихся на азербайджанском языке, музыкальный техникум, заведовал музыкальной секцией Народного Комиссариата просвещения, руководил музыкальным отделом радиовещания. Вскоре У.Гаджибеков становится заместителем ректора, а затем ректором Азербайджанской государственной консерватории.В 1926 году он организует в стенах консерватории первый многоголосный хор, а в 1936 году - хор при Азербайджанской государственной филармонии. В 1931 году У.Гаджибеков создает первый в Азербайджане нотный оркестр народных инструментов. В эти годы он продолжает писать большое количество статей по самым различным вопросам музыкальной культуры Азербайджана. Проводит он и большую научную работу по изучению народной музыки, делает записи и обработки многих народных песен. В 1927 году, совместно с М.Магомаевым, У.Гаджибеков создает первый в Азербайджане сборник народных песен.

В 20-е годы начинает У.Гаджибеков работу над книгой "Основы азербайджанской народной музыки", которую завершает в 1945 году. Не прекращает он и свою творческую деятельность. В конце 20-х - начале 30-х годов им созданы две фантазии для оркестра народных инструментов № 1 "Шур" и № 2 "Чаргях", а также первое в республике ансамблевое сочинение "Трио" ("Ашугское" для скрипки, виолончели и фортепиано). В начале 30-х годов им созданы кантаты, посвященные 1000-летию Фирдоуси, сделаны обработки народных песен для хора и т.д.Особой популярностью пользовались созданные У. Гаджибековым в эти годы массовые песни. Это лирическая песня "Черные глаза", "Красноармейский марш", написанный в жанре строевой, походной песни, "Мазут", посвященная бакинским нефтяникам.

В 1937 году У.Гаджибеков завершил свою оперу "Кёр-оглы", которая была поставлена на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова. В 1938 году "Кёр-оглы" была показана в Москве на Декаде искусства Азербайджана. Слушатели столицы нашей Родины восторженно приняли оперу "Кёр-оглы". У.Гаджибекову после проведения Декады было присуждено звание народного артиста СССР, а несколько позже он был удостоен Государственной премии СССР.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война поставила перед азербайджанским искусством, как и перед всем советским искусством, новые задачи. Надо было отразить в творчестве героические события действительности. Много и напряженно работает У.Гаджибеков в годы войны. Он ведет огромную музыкально-общественную работу, активно занимается творчеством. В годы войны он пишет героико-патриотические песни, марши, кантату, отражающие борьбу нашего народа с фашистскими захватчиками. Среди песен, написанных в эти годы, - "Ария Отчизны", "Материнское напутствие сыну", "Марш бойцов", "Сестра милосердия", "В добрый путь", "Рассказ раненого бойца".Крупным произведением У.Гаджибекова явилась кантата для солиста, хора и симфонического оркестра "Родина и фронт", созданная в годы войны.

В те же годы в творчестве У.Гаджибекова зарождается и новый инструментальный жанр "Джанги", наследующий традиции и многие особенности народных воинственных мужских плясок. Написанная композитором первоначально для оркестра народных инструментов, "Джанги" была несколько позже переложена для фортепиано. Мужественная, героическая музыка "Джанги" явилась отражением патриотического духа народа. И потому маршево - плясовая "Джанги" У.Гаджибекова заимела вскоре многих продолжателей - композиторы республики создали ряд подобных пьес. В 1941 году исполнилось 800 лет со дня рождения великого поэта Азербайджана Низами Гянджеви. К юбилею У. Гаджибеков написал на газеллы Низами два романса "Сенсиз" ("Без тебя") и "Севгили джанан" ("Возлюбленная"). Их обычно называют романсы-газеллы.

Этот период является периодом создания вокально-инструментальных произведений.По примеру газеллы У.Гаджибекова далее создают газеллы многие композиторы Азербайджана. В честь окончания войны У.Гаджибеков пишет вокально-симфонические произведения: "Гимн Победы", а в 1946 году - Государственный гимн Азербайджана. Последние годы композитор работал над оперой "Фируза". Завершить оперу он не успел. Известна лишь одна ария Фирузы.

23 ноября 1948 года, после тяжелой болезни, Узеир Гаджибеков скончался. Имя У.Гаджибекова присвоено Азербайджанской государственной консерватории, Государственному симфоническому оркестру филармонии, Агдамскому музыкальному училищу, а также одной из центральных улиц г.Баку.

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 1913 человек!
© 2007-2017. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима